До кризиса на балансах банков было 5-6 миллиардов долларов наличными. С весны 2014 года эти запасы начали резко колебаться, отражая усиление и ослабление рисков санкций и финансовой нестабильности. Пика банковские запасы наличной иностранной валюты достигли к началу 2015 года (17,4 миллиарда долларов), затем в течение двух лет снизились до докризисного уровня. Однако с осени 2017 года эти запасы вновь поползли вверх на ожиданиях ужесточения американских санкций, и на 1 сентября этого года составили 13,7 миллиарда долларов (933 миллиарда рублей). Только за второй квартал банки ввезли в Россию 3,4 миллиарда долларов.
Еще основательнее запасы наличных в иностранной валюте нарастил Банк России: с 1,4 миллиарда долларов на 1 января 2015 года до 31,2 миллиарда долларов на 1 сентября 2018 года (с 78 миллиардов до 2,1 триллиона рублей). Мандат ЦБ позволяет ему в любой момент оказать помощь банкам ликвидностью, например, возобновив применение валютного репо.
Для сравнения, физлица держат в банках около 90 миллиардов долларов (свыше 6 триллионов рублей на 1 сентября), немногим меньше составляют валютные депозиты юрлиц - 76 миллиардов долларов (5,2 триллиона рублей). Таким образом, совокупные ресурсы банков и Банка России позволяют покрыть масштабный отток вкладов. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина подчеркивала, что принудительная конвертация валютных депозитов в рублевые в принципе не рассматривается ни при каких условиях.
Банки копят валютную ликвидность, в первую очередь наличные остатки, исходя из того, что санкционное давление в перспективе может только нарастать, отмечает руководитель департамента финансовых рейтингов НРА Карина Артемьева. При этом, по ее словам, идет отток средств с валютных счетов вкладчиков как вследствие плановой даты погашения и не пролонгации депозита, так и в связи с досрочным истребованием вкладов. Однако за счет ослабления рубля с начала года почти на 20 процентов доля валютных депозитов в общем вкладном портфеле граждан выросла с 19 до 22 процентов на последнюю дату отчетности. В ответ на отток банки стали повышать постепенно ставки по вкладам в долларах и евро.
Небанковский сектор (компании и население) на протяжении этого года держат рекордные объемы иностранной валюты наличными, за первое полугодие они выросли с 62,4 до 64,7 миллиарда долларов (максимум пришелся на 1 апреля - 65,9 миллиарда), это более чем в 2,5 раза больше, чем в начале 2014 года. Эти огромные суммы оказываются как бы изъятыми из экономики, однако для населения выход в кэш - стандартная реакция на беспокойство на финансовых рынках, а для крупных компаний - теперь еще и способ противостоять растущим санкционным рискам.