- Лайла Муратовна, как в республике идет процесс внедрения электронных больничных, ведь полгода назад в Ингушетии их вообще не было?
- Да, в прошлом году регион оказался на одном из последних мест в стране по количеству выданных электронных листков нетрудоспособности. Наши лечебные учреждения не имели необходимой технической базы и программного обеспечения, специалистов, которые могли бы их оформлять. И сами граждане опасались, что по электронному больничному им не произведут выплаты. Ситуация начала кардинально меняться весной. Мы провели большую работу с республиканским минздравом. В Ингушетии лечебных заведений, выдающих больничные листы, 25, в том числе 22 - государственных. Сегодня все они работают с новой программой. Выдано уже 2400 листков нетрудоспособности в электронном виде, это хороший показатель для региона. Для сравнения: в январе их было 80.
- Работодатели с пониманием относятся к новшеству?
- К сожалению, не все из них осознают плюсы электронного больничного - что это снижение бумажного документооборота между медицинской организацией, страхователем и Фондом социального страхования. Он исключает возможность ошибки, легче заполняется, его проще поправить, еще средства экономятся. Страхователь в своем кабинете на сайте ФСС сразу видит, кому из сотрудников и в каком медучреждении открыт больничный лист. Работодатель может узнать, действительно ли подчиненный болеет. Липовый больничный исключается. Фонд разработал три связанные между собой программы - для медорганизации, работодателя и гражданина. Человек может зайти в "Личный кабинет" на сайте http://cabinets.fss.ru/ и посмотреть, направило ли лечебное заведение больничный лист ему на работу, какие начисления по нему, предоставил ли работодатель сведения в соцстрах для оплаты больничного.
- Электронный больничный - всего одна из новых форм виртуального взаимодействия страхователей, населения и фонда.
- Да, это лишь этап программы "Прямые выплаты", которую реализует Фонд социального страхования, чтобы сделать процесс предоставления госуслуг более комфортным. Она предусматривает выдачу различных пособий, в том числе по уходу за ребенком, родовых сертификатов с помощью электронных технологий. В планах фонда - внедрение различных электронных программ. К примеру, граждане, получающие технические средства реабилитации, смогут увидеть по интернету, есть ли они в наличии или когда появятся. С нового года планируется реализация проекта "Цифровой юрист", в его рамках можно будет отправить не только запрос, но и жалобу. С середины лета в Ингушетии действует социальный персональный информационный навигатор для детей-инвалидов, с помощью которого представителей детей заранее информируют о наличии технических средств реабилитации. Мы оповещаем в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка, когда нужно забрать оборудование, или привозим на дом. В этом году в числе пяти пилотных регионов наше отделение реализует электронный проект "Открытый контракт", он позволяет повысить эффективность и открытость закупочной деятельности, а граждане могут отследить весь процесс не выходя из дома на интернет-странице www.ok.fss.ru Электронные пособия ставят заслон коррупции. В них все необходимые данные - ИНН гражданина, сведения из налоговой инспекции, Пенсионного фонда, то есть их ни подделать, ни потерять нельзя. Поэтому нет возможности назначить "лишний рубль". Электронный больничный - это снижение бумажного документооборота, он исключает возможность ошибки и легче заполняется