Смена технологического уклада требует нового формата городской среды

Смена технологического уклада и активное внедрение информационных технологий требуют переформатирования городской среды.

Сегодня практически 75 процентов населения России составляют именно городские жители. Они воспринимает свой город как единую территорию, она больше не делится для них на жилые кварталы, промзоны и общественные места. Границы между ними с каждым годом стираются. Заброшенные заводы превращаются в торговые центры, а окраины - в обжитые зеленые массивы. Город, независимо от его названия на карте, воспринимается как единое пространство, от которого ожидают безопасности, комфорта, функциональности и эстетики.

Справедливые требования

Горожанину сегодня важно не просто наличие тротуара. Ему хотелось бы, чтобы отсутствовали бордюры и другие преграды по ходу движения, чтобы улицы освещались, а для их мощения использовались экологичные материалы. Новой асфальтовой дорожкой уже никого не удивить. Жители ждут, что город будет меняться вслед за их образом жизни, чтобы появлялось как можно больше пешеходных зон, зеленых островков, велосипедных дорожек. На улицах современного города все равны - автомобилисты и пешеходы, взрослые и дети, здоровые люди и маломобильные группы населения.

Между тем понятных требований к организации современного городского пространства долгое время в большинстве регионов России не существовало. Муниципальные и региональные программы благоустройства носили точечный несистемный характер, никто не оценивал их эффективность. Программа "Доступная среда" была направлена на обеспечение доступности отдельных объектов в силу объективных причин, одной из главных, конечно, являлось недостаточное финансирование. Необходимо было объединить лучшие муниципальные практики, создать недостающую методологию и подкрепить ее софинансированием из федерального бюджета. Так родился приоритетный федеральный проект "Формирование комфортной городской среды".

Первые итоги

В 2017 году, когда он стартовал, в нем приняли участие 1653 муниципальных образования с населением около 86 миллионов человек. Из них 1610 муниципальных образований стали получателями субсидии на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ, 212 муниципалитетов направили субсидию на обустройство мест массового отдыха населения.

По данным Минстроя России, в 2017 году на реализацию проекта планировали выделить 42,2 миллиарда рублей из консолидированного бюджета и внебюджетных источников, а фактически направили 56,5 миллиарда рублей, что на 34 процента выше плановых показателей. При этом остались неосвоенными и вернулись в Резервный фонд всего 1,13 миллиарда рублей.

Средняя стоимость благоустройства жилых дворов составила 1,8 миллиона рублей, парков - 3,3 миллиона рублей, общественной территории - 9,8 миллиона рублей.

В 47 субъектах в проектах финансово участвовали более 708,9 тысячи граждан, по их инициативе были благоустроены почти 3,5 тысячи парков, дворовых и общественных территорий. Инициативные группы собрали около 250 миллионов рублей, в среднем 73,8 тысячи рублей на один объект, или 360 рублей на каждого человека. Наиболее активное участие в благоустройстве дворовых территорий приняли жители Красноярского края, Кемеровской области, Башкортостана, Ханты-Мансийского автономного округа и Удмуртии.

Пошли в отрыв

В этом году число участников проекта формирования комфортной городской среды удвоилось. Заявки подали 3002 муниципалитета, в них должно быть благоустроено более 22 тысяч объектов. На это будет направлено свыше 51 миллиарда рублей из консолидированного бюджета.

В этом году муниципалитеты существенно увеличили долю благоустраиваемых общественных пространств. Если в прошлом году было обустроено 2784 общественные территории, то на 2018 год запланировано порядка четырех тысяч таких объектов, а это более сложные и масштабные работы.

Первые объекты 2018 года уже сдаются в эксплуатацию. В этом году регионы получили средства еще в феврале, поэтому ряд работ выполнен досрочно, жители уже смогли оценить их по достоинству.

Были внесены изменения в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов на поддержку региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды. Они установили порядок и условия проведения рейтингового голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству. Это позволило повысить степень вовлеченности граждан в принятие решений в сфере благоустройства.

В одном из самых благоустроенных городов России, Саранске, в этом году от жителей поступило 96 заявок на участие в приоритетном проекте. Но в связи с ограниченным финансированием работы по благоустройству проведут только в 48 дворах. Однако муниципальная программа рассчитана на долгосрочный период до 2022 года, поэтому все пожелания горожан постараются учесть.

А в Пензе архитектурное сообщество совместно с активными жителями разработало 16 дизайн-проектов по благоустройству центральной части города. Речь идет о реконструкции сквера на улице Славы, молодежного парка, сквера "Копилка пословиц" на улице Пушкина и Фонтанной площади. В этом году уже благоустроили около 40 общественных пространств. Одним из амбициозных проектов по благоустройству стала реконструкция городской набережной. На него выделили около 100 миллионов рублей. Сейчас завершается очередной этап - мощение нижнего яруса у воды, укрепление берегов. Полностью набережная должна преобразиться к 2020 году, тогда здесь соорудят амфитеатр под открытым небом, велосипедные и беговые дорожки, уютный бульвар. В Пензе никогда не было полноценной зоны отдыха у реки, хотя берега здесь живописные. Но вот теперь горожане видят отрадные перемены. На набережной уже отреставрировали площадку у монумента "Росток", одной из узнаваемых достопримечательностей Пензы.

Подобные положительные примеры можно отыскать почти в каждом городе, участвующем в программе. Среди ярких примеров - реконструкция парковой зоны на островах Юность и Конный в Иркутске, где жители теперь могут отдыхать круглый год, кататься на велосипедах или коньках. В легендарной Тарусе создан сад искусств, а в подмосковных Химках установлены энергоэффективные фонари и системы видеонаблюдения на детских площадках.

По данным минстроя, во всех муниципалитетах с населением более тысячи человек разработаны пятилетние программы благоустройства, на федеральном и региональном уровнях сформировано новое законодательство.

Отдельно нужно сказать о малых городах и селах, они получили дополнительное финансирование по представленным на конкурс заявкам. На 2018 год предусмотрено финансовое вознаграждение городам-победителям от 30 до 100 миллионов рублей в зависимости от численности населения.

Позиция

Светлана Колесова, заместитель председателя правительства Ульяновской области:

- Проект по формированию комфортной городской среды можно назвать переломным. Во-первых, он переломный для населения наших городов и сел. Впервые людям дали возможность принимать решения по формированию государственной программы и распределению финансовых средств: что и как будет благоустроено, решают жители. Но одновременно им предложено брать на себя ответственность, принимать участие в реализации задуманного - финансами или своим трудом. Раньше таких масштабных, системных механизмов вовлечения населения в управление жизнедеятельностью городов не было, использовались только локальные проекты инициативного бюджетирования. Сейчас мы видим, с каким энтузиазмом люди поддерживают проект. Они поверили в него, убедились, что могут реально изменить ситуацию, и даже скептически настроенные в прошлом году граждане сегодня принимают в нем участие. Это движение набирает обороты. На новый уровень выходит деятельность ТОС в регионе: от вопросов благоустройства жители переходят к решению проблем культуры, здравоохранения, поддержания правопорядка.

Во-вторых, этот проект - вызов для власти на местах. Он ломает бюрократические стереотипы и побуждает выстраивать на равных диалог с жителями, требует новых прогрессивных подходов к организации общественных пространств и архитектурных решений. И здесь, безусловно, важна роль областного правительства в методической помощи по разработке проектов, в обучении - ведь порой в муниципалитетах просто отсутствуют специалисты, которые обладают достаточными знаниями и опытом.

В-третьих, проект стал переломным и для исполнителей работ. Для них тоже изменились правила игры. Подрядчики привыкли класть асфальт и ставить новые скамейки, но теперь этого недостаточно. Для изменения среды обитания, а не привычного проведения ремонтных работ, необходим совершенно другой уровень квалификации для реализации сложных архитектурных решений, применения новых материалов. Кроме этого, теперь они обязаны учитывать мнение жителей, которые получили полное право контролировать ход и качество выполняемых работ.

В-четвертых, проект меняет отношение бизнес-сообществ к городу и его жителям. С одной стороны, появляются новые возможности для предпринимательской инициативы, с другой - законодательно закрепляется ответственность владельцев недвижимости за содержание и благоустройство прилегающих к объектам пространств, что тоже является ярким прорывом в решении задач комплексного обустройства территорий.

Но главное значение этого проекта в том, что он побудил нас общаться друг с другом, вырабатывать совместные решения, искать компромиссы и вместе двигаться к созданию комфортной среды проживания. Честно и открыто обсуждать с населением все острые вопросы, уважать и слышать друг друга - это самое важное звено успеха. Проект - о нас и для нас, для людей, и тем замечателен.