Главред украинского СМИ получил политическое убежище в Австрии

Главный редактор украинского издания "Страна.ua" Игорь Гужва получил политическое убежище в Австрии. Поскольку переселиться из Киева в Вену ему пришлось из-за веера уголовных дел, возбужденных против него лично и возглавляемой им редакции, а также из-за публично озвучивавшихся украинскими политиками обвинений в "сепаратизме" и "работе на Кремль", можно говорить о прецеденте и "прозрении" по крайней мере части европейских стран по отношению к действующему на Украине режиму, тогда как остальные еще продолжают тешить себя иллюзиями.

О предоставлении политического убежища Игорь Гужва, покинувший страну девять месяцев назад, но продолжающий управлять редакцией, сообщил в Facebook. "Сегодня я получил уведомление, что власти Австрийской Республики удовлетворили мое заявление и предоставили мне убежище! Для Украины - и для украинских властей, и для украинских журналистов, думаю, это будет также важным сигналом. В Европе уже не верят в рассказы о "неслыханной свободе слова". Здесь уже все понимают. И делают выводы. Работаем дальше!", - написал Гужва. Журналист также поблагодарил австрийские власти и десятки людей на Украине, оказавших ему помощь - "многие совершенно неожиданно для меня".

Напомним, "Страна.ua" - единственное издание на Украине, созданное после государственного переворота 2014 года и ставшее лидером рынка, исповедуя критическую по отношению к новым властям, повестку. Хотя в новостных заметках журналисты "Страны.ua" называют ополченцев Донбасса "сепаратистами", а Россию - "страной-агрессором", подчиняясь строгим требованиям украинской информационной реальности, в освещении внутриполитической повестки издание исповедует полную независимость и забытые журналистские стандарты. Поэтому в 2017 году украинские власти - почти все партии и кланы и персонально Петр Порошенко, к которому редакция не испытывает казенного пиетета, объявили "Стране.ua" войну. В июне прошлого года по заявлению, инспирированному соратниками скандально известного Олега Ляшко, в редакции и дома у ведущих корреспондентов прошли обыски, а сам Гужва несколько дней провел в следственном изоляторе. Покинуть Украину неоднократно признававшийся лучшим медиаменеджером страны Гужва смог в промежутке между окончанием установленного срока меры пресечения - домашний арест - и очередного его продления судом.

По словам проживающего в Вене украинского политика, бывшего заместителя главы президентской администрации Украины Андрея Портнова, президент Порошенко пытался добиться от властей Австрии выдачи Гужвы "через целый ряд противоправных механизмов и частных контактов на международных встречах". В будущем, по его оценкам, "этот факт может стать предметом отдельного расследования".

"А пока это решение обозначает, что европейская страна официально и юридически признала политические репрессии, преследование журналистов, избирательное правосудие и политически мотивированную работу правоохранительных органов Украины с использованием механизмов государства в противоправных целях", - оценил представление Гужве политического убежища в прошлом один из лучших юристов Украины.

При этом Портнов не сгущает краски: предоставление политического убежища в стране ЕС - действительно редкий случай применительно к гражданам Украины. Хотя миграция из этой страны исчисляется миллионами человек - и это признано на официальном уровне, заявлений именно о политическом убежище с 2014 года украинцы, по данным ООН, подали всего около 10 тысяч. Причем в странах Европы удовлетворяют буквально единицы таких прошений, требующих исчерпывающих доказательств гонений и опасности для жизни на родине. Так, самым знаменитым и единственным в своем роде политическим беженцем с Украины считается известный журналист и блогер Анатолий Шарий. Впрочем, он покинул страну еще при президентстве Виктора Януковича, по его словам, из-за конфликта с тогдашними высокими чинами МВД. Также политическое убежище после переворота получили в России несколько десятков бойцов "Беркута", бежавшие от пришедших к власти неонацистов. Признание властями Австрии Игоря Гужвы политическим беженцем открывает новую страницу в отношениях стран Евросоюза с Киевом и создает прецедент, о котором спонсорам и организаторам "евромайдана" в Брюсселе и других европейских столицах придется не раз вспомнить.