Почему предприятия радиоэлектроники не переходят "на гражданку"

Российские радиоэлектронщики не могут переориентироваться на потребительский рынок - такой вердикт вынесли эксперты на прошедшей в Северной столице отраслевой конференции по радиоэлектронной промышленности. Одни видят в этом "теплое болото оборонзаказа", из которого предприятиям не хочется выбираться, другие - недостаток возможностей и опыта в этом направлении. В минпромторге тем временем рассчитывают, что к 2020 году около 10 процентов заводов по производству электроники для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) все-таки начнут выпускать и гражданскую продукцию (ГП).

В Петербурге сегодня насчитывается более 150 промышленных предприятий и научных организаций, занимающихся разработкой, проектированием и производством радиоэлектронной аппаратуры, а общий объем их производства составляет порядка 100 миллиардов рублей. Подавляющая часть, разумеется, работают на ОПК, но с задачей увеличить выпуск "гражданки" некоторые уже справляются. Так, петербургские заводы успешно внедряют разработки в отрасли городского хозяйства и ЖКХ. Работает и комплексная система обеспечения безопасности и автоматизированного управления движением поездов метрополитена.

Но эти примеры, скорее, исключение, подчеркивают специалисты. Обычно, если радиоэлектронщики и берутся за выпуск гражданской продукции, то выходит она у них дорогой и некачественной. О массовом использовании тоже говорить не приходится - в основном это профессиональная электроника для самих же предприятий, в лучшем случае - медицинская техника.

Подтверждает плачевную ситуацию директор департамента радиоэлектронной промышленности минпромторга России Сергей Хохлов. По его словам, этой отрасли хуже остальных дается переход на гражданские "рельсы".

- В прошлом году доля ГП у нас составила 8,8 процента - это самый низкий показатель среди всех оборонных отраслей промышленности. К 2020 году этот показатель возрастет, но незначительно, до 10 процентов, - отметил он.

Обеспечить конкурентноспособность и спрос собираются с помощью стандартизации

И это притом, что, согласно майским указам президента, к этому времени доля ГП у оборонных предприятий должна составлять не менее 17 процентов. Для сравнения, в боеприпасах и спецхимии она уже достигла 35 процентов, в обычном вооружении - 27 процентов, в авиационной отрасли - 19,3 процента.

Сказать, что перестраиваться предприятиям предлагают только своими силами, тоже было бы неправильным. Существует федеральная целевая программа, по ней из бюджета производителям предусмотрено направить в качестве субсидий почти 174 миллиарда рублей. Но этот стимул не сработал, констатируют эксперты. И радиоэлектронщики готовы объяснить почему: для переориентации нужен гарантированный спрос. И если в рамках заказов минобороны они его имеют, то "гражданка" пока этим похвастаться не может и превращается для предприятия лишь в неоправданный риск. Ведь и в разработку новой продукции, и в переоборудование завода надо вложиться, а в том, что эти затраты "отобьются", уверенности ни у кого нет.

- Повально переводить предприятия из оборонного в гражданский сегмент бессмысленно, ведь там совсем другие требования и стандарты. Разумнее тогда разделить предприятия на блоки. Один занимается оборонной промышленностью, другой - гражданской, - считает гендиректор одной из компаний Леонид Чернигов.

Обеспечить конкурентоспособность, а значит и спрос, собираются с помощью стандартизации. Она, во-первых, будет побуждать производителей делать по-настоящему высокотехнологичную продукцию и поможет им в укреплении позиций, а во-вторых, защитит российский рынок от некачественных образцов, подчеркивает советник заместителя председателя правительства РФ Андрей Зверев.

Что же касается конкретных сфер, где бы выгодно могла приложить свои наработки радиоэлектронная промышленность, то тут эксперты называют, например, сельское хозяйство. Сейчас оно очень нуждается в высоких технологиях.

- Внедрение в агропромышленный комплекс - одна из прорывных возможностей для радиоэлектроники. В других странах она уже настолько вошла в эту сферу, что там появился термин "умное сельское хозяйство". Это и сама техника - тракторы, комбайны, и механизмы по переработке, выпуску продукции. Оператор из цепочки практически исключен, но количество и качество продукции увеличивается, а затраты, наоборот, снижаются, - уверен академик РАН, президент ассоциации "ЭлектронАгро" Вячеслав Черноиванов.

По его словам, с теми преимуществами, которые радиоэлектроника даст АПК, в спросе недостатка точно не будет. Еще одним важным направлением для отечественных производителей электроники называют отрасль автомобилестроения. Обещают создать межведомственный реестр российского радиоэлектронного оборудования .

Тем временем

Россия по-прежнему критически зависит от импорта в сфере радиоэлектроники, а зарубежные конкуренты пытаются усилить разрыв в технологиях не только экономическими методами, но и с помощью санкций. Об этом заявили на совещании по импортозамещению в сфере радиоэлектроники. Было подчеркнуто, что в 2017 году доля российских компаний на рынке радиоэлектроники составляла около 22 процентов. Вместе с тем рынок радиоэлектроники в стране стабильно растет. По прогнозам экспертов, в ближайшие десятилетия, году к 2030, его объем увеличится где-то в 2,5 раза - превысит 8 триллионов рублей.