02.10.2018 11:48
    Поделиться

    Шарль Азнавур: 5 ролей в кинематографе

    Кончина Шарля Азнавура ознаменовала для многих завершение целой эпохи, отход в вечность феномена французского шансона и редкого типажа лирического рассказчика. За свою долгую и плодовитую жизнь он сумел воплотить очень многое: помимо певческого и композиторского жанра, Азнавур несколько раз попробовал себя в качестве сценариста, не был чужд писательским экзерсисам, а память миллионов поклонников запечатлела его как участника разнообразных кинопроектов.

    Азнавур был уникален во многом, масштаб личности заставляет окинуть взором те девяносто четыре года, которые ему довелось прожить на Земле. За этот огромный отрезок времени изменилось очень многое, и маэстро сумел впитать в себя сразу несколько эпох и ощутить последствия разных событий, гулко отозвавшихся в его сердце и потрясших ближайшее окружение. Мало кто из людей младших поколений имеет такой богатый опыт активного проживания происходящего вокруг.

    В нем присутствовала прямолинейность, изрядно скрашенная юмором и самоиронией, и смеяться хотелось всегда вместе с ним. И никогда - над ним. У него была широкая душа и безусловная доблестная верность собственным корням, он полюбил свою историческую родину задолго до того, как она узнала о нем и ответила ему взаимностью. Он был феноменально работоспособен и порядочен - той порядочностью, которая рождается не в неге, а в поте трудов, питается большой любовью и желанием изменить к лучшему существование дорогих сердцу близких людей, объединенных незавидной эмигрантской судьбой.

    Но, быть может, особо поражает житейская мудрость, которой он так и светился, мягкая усталость человека, много повидавшего на своем веку и потому наделенного способностью удивительно точно откликнуться на обращенные слова и эмоции. Это, несомненно, ядро его актерского таланта. В жизни и на экране он был пожилым человеком достаточно долго, что, по идее, должно было бы существенно ограничить его амплуа, однако он нигде не был одинаков. Молодой Азнавур, несомненно, обаятелен, но именно пожилой человек с глубоким бархатным взглядом грустных глаз сумел дать зрителю увидеть в них ту палитру чувств, что испытывал последний, а наиболее восприимчивым - и гораздо больше.

    "Отец Горио" / Le père Goriot (2004)

    Бессмертное произведение Оноре де Бальзака в обработке Жан-Клода Карьера получило талантливое воплощение в работе Жан-Даниэля Верхака, но истинной жемчужиной телефильма стало появление в нем Шарля Азнавура в роли отца Горио. Скромно и как бы незаметно он вплывает в повествование, становясь безраздельным повелителем и безошибочным барометром всего того, что разворачивается на его глазах. Тихая внутренняя сосредоточенность, обреченность, превратившаяся в силу, ненавязчивость и бесконечная любовь - все эти качества невозможно правдиво изобразить, не сроднившись с ними. Его страдания ранят зрителя в самое сердце и лучше всяких слов повествуют о вневременной трагедии отца, имевшего несчастье дожить до позорной зрелости своих отпрысков.

    "Арарат" / Ararat (2002)

    Совершенно особенной в фильмографии Азнавура стала лента Атома Эгояна "Арарат". Своего рода рассказ в рассказе, где его герой, Эдуард Сароян, вместе с очень неоднородной командой единочаятелей, приступает к съемкам фильма о жизни художника Аршила Горки, родившегося близ города Ван и бежавшего в 1915 году, во время геноцида армян, в Закавказье, а затем переселившегося в США. Масштабность и чудовищность трагедии, разделившей жизнь Горки на до и после, становится самой главной и одновременно самой тяжелой составляющей работы Сарояна. Это свидетельство, вопиющее с экрана о событиях вековой давности, производит неизгладимое впечатление на участников съемочного процесса, меняя вектор их судеб и достигая - через двойное удаление - адресатов по эту сторону экрана.

    "Да здравствует жизнь!" / Viva la vie (1984)

    Хитроумная комедийно-фантастическая драма Клода Лелуша, сочетающая в себе, кажется, все животрепещущие темы восьмидесятых - начиная от обмана, становящегося искусством, до контактов с инопланетянами и Третьей мировой, - приютила россыпь талантов французского кино. Место среди них нашлось и Шарлю Азнавуру.

    "Призраки шляпника" / Les fantômes du chapelier (1982)

    Совсем другим предстает Азнавур в драме Клода Шаброля, где на протяжении двух часов развертывается леденящая душу драма, захватившая двух, казалось бы, абсолютно непримечательных людей - шляпника Леона Лаби и портного-эмигранта Кашудаса (именно его блистательно сыграл Шарль Азнавур). Несмотря на близость проживания и частично совпадающую траекторию повседневности, они будто существуют в разных мирах. Если удел первого - приобретенная с годами респектабельность, то Кашудаса жизнь не баловала даже призрачностью надежды на достижение почтенной старости. Однако вихрь чувств, обуревающий несчастного маленького человека чрезвычайно силен, а его направление - настолько неуправляемо, что очень скоро из карикатурного персонажа он превратится в нечто совершенно иное.

    "Стреляйте в пианиста" /Tirez sur le Pianiste (1960)

    Шарль Азнавур появился в главной роли во втором фильме прославленного Франсуа Трюффо в образе Эдуара Сарояна (этим вымышленным именем, по иронии, во второй раз будет наречен его герой в 2002-м), бывшего пианиста, обретшего пристанище в жизни, бесконечно далекой от искусства - под именем Шарли Колера он устроился работать в бар, пытаясь забыть о трагедии своего недавнего прошлого. Желание порвать с прошлым не увенчивается успехом - в попытках убежать от собственных демонов он достаточно прочно запутывается в любовных сетях, которые приобретут характер удавки, когда нежданный привет из другой жизни настигает его со всей беспощадностью.

    Поделиться