Достижение принадлежит городской клинической больнице N 31. "Раньше такие операции с помощью робота-хирурга не выполнялись из-за технической сложности", - рассказывает зав. первым хирургическим отделением ГКБ N 31 Игорь Андрейцев. Поджелудочная железа - очень неудобно расположенный орган: чтобы добраться до него, нужно половину брюшной полости вскрыть. Поэтому после операций Бегера всегда остаются страшные швы. Точнее, оставались прежде - до того, как в 31-й научили робота иссекать головку поджелудочной через микроразрезы.
У Да Винчи четыре руки. В одной он держит видеокамеру, которая на время операции является глазами хирурга, а в трех других - медицинские инструменты. Возможность работать сразу тремя руками, к тому же не способными дрогнуть, - неоспоримый плюс робота. Еще один плюс - те самые микроразрезы. Робот внедряется в организм точечными проколами, они заживают гораздо быстрее ручных скальпельных швов. И третий плюс Да Винчи заключается в том, что он показывает врачу трехмерную картинку. То есть при обычной операции о том, что поджелудочная железа находится за желудком, доктор знает, а при роботизированной - видит.
"Но при работе с роботом ответственности у врача не меньше, а даже больше обычного. Да Винчи не передает чувствительность инструментов, поэтому любую операцию с его участием называют интуитивной", - делится Игорь Андрейцев. К слову, "давинчизация" больниц даже в Москве пока не очень распространена, и врачи, имеющие опыт 15-20 роботизированных операций, считаются уникальными специалистами. У Андрейцева за плечами более 400 хирургических вмешательств, проведенных рука об руку с роботом. Ему и доверили делать первую в стране роботизированную операцию Бегера.
В ГКБ N 31 Да Винчи установили в 2013 году. "Тогда мы с его помощью сделали всего 9 операций, а в этом году их уже 156", - отмечает главврач 31-й больницы Наталья Ефремова. Скачок связан с тем, что в этом году больница получила грант правительства Москвы. Руки робота, к сожалению, имеют лимит, их надо менять. Грант и выделяется в том числе для того, чтобы Да Винчи не простаивал и не переводился на коммерческую работу. "Вся высокотехнологичная медпомощь оказывается москвичам по программе обязательного медицинского страхования", - подчеркивает руководитель департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун.
А Валерия Панкратова через пару дней выпишут домой. Жить нормальной жизнью.