Напомню, в настоящее время в Москве насчитывается 600 торговых центров, из них крупных более 200.
- Они пользуются популярностью у москвичей, которые идут туда не только за покупками, но и отдохнуть всей семьей, - рассказал "РГ" руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. - Фуд-корты c ресторанами на выбор, аттракционы и развлекательные детские зоны даже в будни всегда заполнены, что подтверждает интерес москвичей к ТЦ.
Вот и по данным департамента экономической политики и развития Москвы, даже в июле нынешнего года, когда многие москвичи в отпусках, плотность потока посетителей крупных ТЦ столицы выросла на 4,4% по сравнению июлем 2017-го. А с января по июль индекс посещаемости крупных торговых центров увеличился на 2,6%, что в департаменте связывают с увеличением доходов москвичей и их покупательской способности. "Предприниматели, чувствуя растущий спрос, все активнее заполняют свободные площадки в торговых центрах, заранее подписывают договоры аренды и планируют к новогодним праздникам открыть еще больше магазинов", - комментирует Алексей Немерюк. По его словам, в течение двух последних лет доля свободных площадей постепенно снижается. К концу года их останется в торговле столицы 6-8%.
Известные бренды одежды и обуви, аксессуары, ювелирные изделия, косметика, бытовая техника, банки традиционно занимают место в ТЦ, и новые не исключение. Большинство вводимых в этом году торговых центров относятся к малому формату с арендуемой площадью до 20 тыс. кв. м. К примеру, скоро отроет свои двери ВТБ Арена Парк, возводимый на месте стадиона "Динамо". Помимо спортивных сооружений, офисных помещений и комплекса апартаментов там же разместятся развлекательный комплекс и торговый центр "Арена Плаза" с арендуемой площадью 18 тыс. кв. м. Немного меньше - 15 тыс. кв. м - будет в "Метромолле" у станции метро "Верхние Лихоборы". Его обещают сделать классическим ТЦ с супермаркетом, торговой галереей, кафе, ресторанами и игровой зоной для детей. Посетителей он удивит оригинальным архитектурным стилем и цветовой отделкой фасадов.
Торговый центр на юго-западе столицы в составе ТПУ "Рассказовка" с 18 тыс. кв. м, помимо отличной транспортной доступности, предложит трехэтажное торговое пространство с супермаркетами, товарами для спорта и развлекательный центр для всей семьи.
В целом за последние три года в большинстве округов столицы аналитики отмечают улучшение обеспеченности населения качественными торговыми комплексами. Сейчас на тысячу жителей в городе их приходится 489 кв. м, что сопоставимо с уровнем большинства европейских столиц и далеко опережает показатели стран СНГ и большинства мегаполисов Азии. На одном уровне с Москвой находятся, например, Париж и Лиссабон. А значительно опережают столицу России Таллин (1002 кв. м на 1000 жителей), Осло (760 кв. м на 1000 жителей), Рига (571 кв. м на 1000 жителей).
"Только на первый взгляд торговых центров в Москве полно. Но по обеспеченности торговыми площадями российская столица уступает Самаре, Екатеринбургу и Краснодару, где на тысячу человек имеется по 500 кв. м современных и качественных площадей", - отмечает Константин Будагян, старший аналитик отдела исследований рынка CBRE. Так что и Москве еще есть куда расти.