Состоятельные и продвинутые в экологическом отношении норвежцы, многие из которых уже пересели на электромобили, хотели бы иметь возможность смело пересекать российскую границу на таких авто и без проблем добираться в Мурманск и Петербург. В российском Заполярье опыт соседей не прочь перенять, а заодно - повысить свою транспортную доступность и привлекательность этого автомобильного маршрута для туристов.
Как рассказали "РГ" в администрации Мурманской области, пилотный проект под названием Arctic Electric Road был инициирован экологическим объединением "Беллона". А уже в июне 2017-го на парковке одного из отелей в Мурманске презентовали действующую систему для зарядки электромобилей. По словам Юрия Сергеева, который курирует проект, первая в Мурманске зарядная станция имеет мощность 22 кВт, может обслуживать одновременно два автомобиля и имеет электронный удаленный доступ.
Этим летом единомышленники из Беларуси, России, Финляндии и Норвегии устроили показательный пробег на электромобилях из Киркенеса в Мурманск. Маршрут в 250 км их дорогие авто смогли преодолеть без подзарядки. Но такое по силам не каждому, кто имеет под капотом лишь аккумулятор. Дорога, а тем более такая пустынная, как в Заполярье, должна гарантировать, что до места вы доберетесь, если ваш электрокар затребует подпитки раньше ожидаемого.
Поэтому еще прошлой осенью, в рамках специализированной выставки-конференции "СевТЭК-2017", был подписан и обнародован меморандум о сотрудничестве в развитии инфраструктуры для электромобилей в приграничном регионе. Сторонами в этом документе выступили правительство Мурманской области, экологическое объединение "Беллона" и несколько коммерческих компаний в сфере электрогенерации, энергоаудита и гостиничного бизнеса.
- В марте 2018 года, - рассказал Юрий Сергеев, - замгубернатора Мурманской области Евгений Никора провел уже рабочее совещание с участием тех, кто заинтересован в развитии электротранспорта и соответствующей инфраструктуры. Была выработана стратегия совместных действий в проекте Arctic Electric Road и намечен поэтапный план его реализации. Он, в частности, предусматривает строительство двух зарядных станций на территории Мурманской области.
Одна из них, так называемая быстрая зарядная станция (максимальная мощность 75 кВт) должна появиться на трассе Е-105 Мурманск-Киркенес в районе поселка Старая Титовка. А другая, "медленная" зарядная станция (максимальная мощность 22 кВт, средняя - 7-10 кВт), планируется к размещению рядом с гостиницей на территории муниципального образования Заполярный.
Более детально об этом и других инфраструктурных проектах на стыке энергетики и экологии представители Мурманской области планируют рассказать коллегам и потенциальным партнерам на мероприятиях Российской энергетической недели в Москве.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"