Последние нужны для ускорения и удешевления добычи ТРИЗов - трудноизвлекаемых запасов, а также так называемых нетрадиционных запасов, среди которых самые желанные и одновременно недоступные - богатые отложения в баженовской свите пород. Настойчиво подбирает к ним универсальный ключ - на правах оператора национального проекта "Бажен" - "Газпром нефть". В партнерстве с добывающими и сервисными компаниями России она намерена в ближайшие годы выйти на устойчивую рентабельную добычу сырья на территории одного из крупнейших месторождений Югры - Красноленинского. Оттуда поступают интересные и обнадеживающие новости, и нынешний год стал, возможно, решающим в ходе реализации проекта.
За экспериментом с нескрываемым любопытством следят иностранные эксперты, экономисты, бизнесмены. Они задаются вопросом, сумеют ли русские в условиях технологической изоляции найти-таки эффективный метод доставки в трубопроводную сеть значимых объемов сибирской сланцевой нефти - далекой "родственницы" американского Баккена. Среди наблюдателей, в том числе россиян, скептиков хватает. К примеру, тюменский эксперт кандидат технических наук Александр Хуршудов согласен: да, запасы бажена велики, исчисляются миллиардами тонн. Вместе с тем сомневается в выходе на стабильную и значимую добычу в силу особого строения и свойств баженовских пород. Они, по мнению Хуршудова, примерно такие же, как на месторождении Монтеррей в Калифорнии. Его запасы официально уменьшили в 25 раз после безуспешных попыток наладить масштабную добычу - орешек Монтеррея оказался не по зубам американским разработчикам чудо-технологий.
В нашей стране скепсис и ожидание ошеломляющего успеха сменяют друг друга уже на протяжении полувека - ровно столько минуло с момента случайного открытия кладовых бажена. Оно привело геологов в полное замешательство. Тогда на Салымском месторождении Ханты-Мансийского округа при бурении разведочной скважины с глубины 2840 метров на поверхность вырвался мощнейший и нескончаемый фонтан нефти. Считалось, что ее на этой глубине, где обилие глины, априори не может быть. Скоро выяснилась ошибочность теории, в последующем бурные притоки жидких углеводородов с горизонтов бажена, простирающегося в Западной Сибири на тысячи километров, были получены в других местах.
- Причем нефть-то экстра-качества - легкая, малосернистая. Однако бурение на "свиту-сюрприз" часто разочаровывало - скважины оставались "сухими". Либо нефть шла, да быстро иссякала. Свойства запирающих ее пород казались загадочными, классические способы добычи не давали ожидаемого результата. На капризный бажен махнули рукой - мол, предостаточно залежей "обычных и понятных", - рассказывает ветеран геологии, в прошлом сотрудник научно-аналитического центра Георгий Вяткин.
К баженовской свите нефтяники вернулись в XXI веке. Внушительные капиталы в пробное бурение и изучение бажена вложил "Сургутнефтегаз". У него накопленная добыча исчисляется сотнями тысяч тонн, но она принесла убыток. Солидную информационную базу сформировал РИТЭК - сфокусированное на инновациях дочернее подразделение "Лукойла". Объединили усилия в исследовании бажена "Роснефть" и "ЭксонМобил". Довольно продуктивно занималась ими "Газпром нефть" в паре с Shell, а теперь, оставшись без зарубежного партнера, привлекает к сотрудничеству российские вертикально-интегрированные компании, профильные НИИ, университетские лаборатории, производителей оборудования. В банк сбора-обмена данных первыми вошли РИТЭК и "РуссНефть". Сейчас в списке участников проекта свыше 20 различных предприятий. Задача понятна: используя мировой опыт, опираясь на оригинальные отечественные разработки, вовлечь бажен в большую экономику, иметь с него устойчивую прибыль.
Что на кону? На сегодняшний день геологические ресурсы оцениваются минимум в 18 миллиардов тонн. Из них извлекаемых - минимум 760 миллионов. Это, для сравнения, трехлетний объем добычи в ХМАО и на юге Тюменской области. Или полуторагодовой - во всей РФ. Правда, нефть бажена особо не сконцентрирована где-либо, она таится в сравнительно тонкой прослойке плотных, как правило, низкопроницаемых пород на гигантской территории, далеко превышающей миллион квадратных километров. Таится в виде, условно выражаясь, неисчислимого количества разрозненных капель, линзочек. Их надо соединить в ручейки и направить к скважинной трубе.
Проекту, напомню, присвоен статус национального. Создан Технологический центр "Бажен". Минувшим летом он юридически зарегистрирован. Правительство автономного округа предоставило ряд налоговых преференций. Федеральная господдержка также подразумевается, но львиную долю трат берет на себя головной оператор проекта. Запланированный объем капиталовложений до 2021 года - 7,5 миллиарда рублей. В течение нескольких последующих лет здесь хотят перейти с экспериментального этапа на коммерческий, распространяя и адаптируя удачные технологические решения на участки бажена в других районах Югры.
Преимущественно опытные работы развернуты на Пальяновской площади Красноленинского месторождения (Октябрьский район Югры). Выбор обусловлен тем, что "Газпром нефть" здесь "колдует" над скважинами уже пять лет. Полученные сведения о строении и реакции пальяновских недр на различные ноу-хау специалисты называют бесценными в ракурсе форсированной реализации национального проекта.
Главными инструментами остаются горизонтальное бурение с многоступенчатыми гидроразрывами пласта (ГРП). Горизонтальное - значит параллельное земной поверхности бурение на нужной глубине, допустим, километровой протяженностью. Мини-землетрясением, то есть операцией ГРП, достигают образования в окружающих скважину породах множества трещин, по которым нефтяные ручейки стекают в забой. Технологических проблем хватает. Допустим, часть трещин забивает глинистая масса, и тогда эффект разрыва резко снижается. Многое зависит от характеристик оборудования. В 2019 году его будут тестировать на цифровой платформе, для чего разрабатывают систему математического моделирования. Созданный в сотрудничестве с МФТИ комплекс РОСТ позволяет программировать процесс образования трещин и объем потенциальной добычи. Партнерам обеспечат онлайн-доступ к данным.
По словам руководителя проектного офиса "Бажен" Кирилла Стрижнева, в целом результатами он и его коллеги удовлетворены, прогресс налицо.
- Во всех пробуренных нами скважинах получены промышленные притоки с достаточным дебитом. Цель - обеспечить накопленную добычу ориентировочно до 35 тысяч тонн на одну скважину. К середине следующего десятилетия планируем разбурить все месторождение, - заверяет он.
К этому времени предполагается брать с тяжелых горизонтов бажена до 10 миллионов тонн легкой нефти в год.
Алексей Текслер, первый заместитель министра энергетики РФ:
- С 2000 года объем добычи нефти в России вырос на 70 процентов. Примерно такую же динамику демонстрирует индустрия переработки углеводородов. Однако достижения были обусловлены использованием ресурсов, заложенных еще в советское время. Назрела необходимость изменения системы налогообложения. Разработка нетрадиционных и трудноизвлекаемых запасов при существующей фискальной системе делает процесс нерентабельным.
Игорь Шпуров, глава госкомиссии по запасам полезных ископаемых:
- Будущее отрасли - за ТРИЗами и нетрадиционными запасами. Для их разработки нужны совершенно новые технологии. В США они есть, но только для их сланцев. Для бажена они не годятся. Необходимо создавать свои. Важно, чтобы льготы были привязаны не только к добыче трудноизвлекаемых запасов, а прежде всего к используемым при этом технологиям. Создание же прорывных технологий невозможно без объединения усилий компаний.