03.10.2018 20:09
    Поделиться

    Уральские банщики занялись оздоровлением своего бизнеса

    Владельцы банного бизнеса решили сконцентрироваться на оказании действительно оздоровительных услуг
    Уральский рынок оздоровительных услуг нуждается в перезагрузке. Уже несколько лет число бань и саун в Екатеринбурге находится примерно на одном уровне, а в нынешнем году оно даже уменьшилось. Владельцы ищут новые форматы работы.

    Помывочный хостел

    Мастера банного дела кивают: да, на этом рынке сейчас непросто. Статистика подтверждает. По словам главного специалиста комитета по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга Юлии Амелиной, в прошлом году в Екатеринбурге насчитывалось 339 оздоровительных предприятий, а нынче осталось 336.

    - В 2018-м закрылось 15 объектов: семь банных комплексов, массажный кабинет, три солярия, велнес-центр, два спа-салона, соляная комната. Правда, одновременно было открыто 12 новых объектов. Таким образом предприниматели просто ищут новых клиентов, для этого и меняют локацию, - говорит Юлия Амелина.

    Львиную долю в структуре оздоровительных учреждений занимают бани и сауны - 60 процентов. Средняя стоимость часа банной помывки в столице Среднего Урала составляет 1,5 тысячи рублей - это меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге (2700 и 2000 рублей соответственно), но больше, чем в соседних миллионниках - Казани и Челябинске (1300 и 1200). Час в сауне обходится дешевле - 1100 рублей (в Москве - 2000 рублей, в Санкт-Петербурге - 1900, в Казани и Челябинске - 900).

    Самый простой способ привлечения клиентов - демпинг - уральские банщики не приемлют. А вот первый опыт снижения цены одновременно со сменой формата уже есть. Его, видимо, подсмотрели в гостиничном бизнесе, где наряду с респектабельными отелями существуют демократичные хостелы. Примерно такой же порядок завели в недавно открытом в Екатеринбурге комплексе. Там продают не час в закрытой бане для любой компании и не входной билет на каждого в большой зал, как в общественной помывочной, а отдельное "посадочное место". Одно из восьми таких мест стоит 250 рублей в час. Персональный мягкий диван - одновременно и ячейка для хранения вещей. Есть общая парильная зона, зона отдыха и даже небольшой бассейн. Современно, чисто и недорого, как в городском бистро - и так же многолюдно, а значит, и прибыльно.

    Баня все правит

    Оздоровительный комплекс на окраине Екатеринбурга, где на днях прошел Российский чемпионат по банному мастерству, собравший профессионалов из девяти городов, встретил дымками над бревенчатыми баньками, распахнутыми настежь воротами и былинными богатырями: мастера шайки и веника как на подбор статные, одетые в специальные холщовые рубахи с вышивкой. По словам Владимира Решетникова из Ижевска, участвующего в состязаниях под говорящим псевдонимом Добрый банщик, встреча с коллегами - это и взаимная учеба, и общение.

    - Есть ремесленники, а есть мастера, - классифицирует он. - Первые выполняют стандартный комплекс процедур. Вторые работают с гостем индивидуально, стараются выполнить главную задачу - максимально расслабить клиента. К каждому нужен особый подход. Кого-то требуется даже хорошенько "прокричать". Как? Очень просто - аааа! Чувствуете, идут звуковые волны? Они нам тоже в помощь, как и пар.

    Вслед за этим "добрый банщик" развеял сразу несколько мифов. Оказывается, сила настоящему мастеру не нужна: "работаем не от руки, а на расслаблении", к тому же задачи "отхлестать клиента" никто не ставит. А идеальная парная вовсе не та, где температура под сотню градусов. Прекрасно подойдут и 40-60, ведь в бане должны работать одновременно два фактора - температура и влажность. Оптимальное их сочетание, когда человек не устает. В правильной парной и мастеру комфортно, он легко может выдержать 15 рабочих заходов по 15 минут (6-8 клиентов в день - это норма).

    Особое внимание мастера уделяют венику. Существует целая наука, как правильно его "оживить", например, сначала на полчаса ставят в воду… словно букет. Кстати, специально на чемпионат фирма из Тольятти привезла несколько видов веников.

    Опыт снижения цены одновременно со сменой формата подсмотрели в гостиничном бизнесе, где наряду с респектабельными отелями существуют демократичные хостелы

    - Дубовые - самые популярные, они выдерживают 25 парений. Здесь три вида: из самарского дуба, из остролистного канадского и из краснодарского. Последние - "неубиваемые", - рекламирует свою продукцию сотрудник фирмы Анна.

    В корзине другой компании не только дубовые веники, но и эвкалиптовые, березовые, липовые, из пижмы, черемухи и даже из мочала. Цены на этот важнейший атрибут парной разные. Мелкооптовая партия из 18 веников обходится в 2000 рублей, а в розницу получается намного дороже - 250 рублей за штуку.

    Отдайте веник банщику

    Главная задача чемпионата - повышение качества услуг - действительно актуальна и укладывается в новую концепцию развития отрасли. Новый подход к баням владельцы комплексов и мастера обсудили не только в парной, но и на специальных круглых столах. И решили уходить от формата сдачи бани в аренду.

    Ильф и Петров в "Золотом теленке" колоритно описали мучения одного из первых автовладельцев Адама Козлевича. Такси "Эх, прокачу!" обанкротилось, так как горожане видели в автомобиле просто атрибут ночного кутежа наряду с водкой и "широкоплечими гражданками". От подобного представления о банях собственники помывочных заведений решили избавляться. По их мнению, ставка на здоровый образ жизни позволит привлечь новых клиентов и уйти от сезонности (летом многие клиенты ездят на дачи в собственные бани), а также от востребованности парных только в конце рабочей недели и в выходные.

    - Баня - это место, где оказывают профессиональные оздоровительные услуги. Если вы хотите постричься, вы же не снимаете парикмахерскую, а идете к мастеру. Мы считаем, что надо не сдавать баню в аренду целиком, а продавать в розницу сеансы с профессиональными парильщиками, - говорит представитель Международной банной федерации по Уральскому округу Николай Стихин. - Это приносит намного больше пользы как в отношении здоровья клиентов, так и в плане самоокупаемости бань. Сеансы в коммерческом отношении выгоднее, к тому же не надо тратить время на уборку помещений после шумного праздника подвыпивших гостей.

    Эту концепцию уже поддержали многие его коллеги, в том числе члены международной ассоциации банщиков. Например, главный судья чемпионата Геннадий Мороз из Минска давно продвигает подобный формат у себя на родине. Для возрождения "правильной" банной традиции, по его мнению, необходимо также восстановить в квалификационных справочниках профессию "банщик": еще в 1990-е ее заменили на "рабочего по обслуживанию в бане" - никакой романтики.

    Кстати

    В Екатеринбург пришел и премиум-сегмент банного рынка: после реконструкции известного комплекса на улице Куйбышева здесь в конце будущего года откроются элитные московские "Сандуны" (по франшизе).

    Поделиться