Напомним, в Госдуме готовят ко второму чтению законопроект, запрещающий магазинам возвращать поставщику непроданные по истечении срока продукты. Авторы, одним из которых является курганский сенатор Сергей Лисовский, пытаются таким образом защитить покупателей и производителей, обеспечить возможности для развития производства, расширения ассортимента, повышения качества продукции. Однако инициатива, как показала дискуссия по законопроекту в Курганской областной Думе, оказалась спорной.
Представитель федеральной торговой сети Денис Сухоруков напомнил, что в 2017 году подобная норма уже вводилась - был запрещен возврат хлебобулочных изделий. Это сыграло свою роль: возвраты уменьшились более чем в два раза, но многие малые хлебопекарные компании потеряли рентабельность и ушли с рынка. Власти и бизнес поняли: нужно все же оставить возможность саморегулирования рынку.
- Более года назад в Кургане мы полностью отказались от возврата, - рассказал Сухоруков. - Торговая сеть списывает все убытки за счет своих средств. При этом мы потеряли с начала года примерно 12 процентов товарооборота - почти восемь миллионов рублей. Поэтому вынуждены были корректировать ассортимент и объем закупок.
Что это означает, пояснил один из курганских производителей. Его компания поставляет хлеб в региональную торговую сеть. Там тоже отказались от возвратов, но вдвое сократили объем заказов. То есть ретейлеры начали свою игру: с одной стороны, они вроде как поддерживают законопроект, с другой - выдавливают малый бизнес с рынка. То есть производитель в любом случае оказывается в проигрыше. Продавцы возражают: мол, если они беспричинно станут сокращать объемы, не получат прибыли. Все дело в спросе: рынок потребляет определенный объем хлебобулочных изделий.
Председатель аграрного комитета облдумы, руководитель регионального агропромышленного союза Владимир Остапенко вспомнил советские времена, когда объемы планировались, чтобы сбалансировать производство и потребление. Если этого не делать сегодня, считает эксперт, "через два года рынок захлебнется от продовольствия".
Но пока на нем царит скорее анархия, чем саморегулирование. Чтобы удержаться на рынке и сохранить свой бизнес, многие производители стараются заложить затраты на возврат в цену. Торговые сети делают еще свою наценку, которая в среднем составляет 35, а по отдельным хлебобулочным изделиям даже 60 процентов. При этом покупательская способность в последние годы в регионе снизилась: средний чек в магазинах всего 250 рублей, подсчитали переработчики. Высокие цены отпугивают покупателей и увеличивают объем возврата - замкнутый круг.
Однако, какие бы претензии ни предъявляли друг другу производители и продавцы, все сошлись в одном: 100-процентный запрет на возврат продовольственных товаров вводить явно нецелесообразно. А вот дифференцированный подход вполне возможен. Первый замгубернатора Курганской области Сергей Пугин предложил составить перечни товаров, на возврат которых следует установить полный запрет, частичный - по согласованию с поставщиками и магазинами, а на какие не устанавливать вовсе. Возможно, при содействии властей стороны скорее договорятся.
Дмитрий Фролов, председатель Курганской областной Думы
Сети зачастую приобретают необоснованно крупные объемы товара, не руководствуясь анализом продаж. Не сумев вовремя реализовать скоропортящийся продукт, они просто отправляют его обратно. Мы считаем, что несправедливо ущерб от нерасторопности и непрофессионализма розницы перекладывать на производителя. Фактически поставщики дискриминируются, так как все предпринимательские риски ложатся исключительно на них. При этом, как правило, отечественные производители находятся в заведомо худших условиях по сравнению с иностранными, работающими с сетями на безвозвратной основе.