Ретроспектива Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910) в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, где представлено более 180 работ из 23 музейных собраний и частной коллекции, позволит взглянуть на творчество одного из самых таинственных художников России XIX века, открыть заново не только знакомые с детства пейзажи, но и произведения, никогда не показывавшиеся при жизни мастера публике. Помимо известных картин "Ночь на Днепре", "Березовая роща", "Север", "Днепр утром", привезут никогда не показывавшиеся в Москве полотна "Закат в степи" (из Художественного музея Бурятии) и "Волга" (из Азербайджанского национального музея искусств).
О выставке Архипа Ивановича Куинджи в Третьяковской галерее рассказывает куратор проекта Ольга Дмитриевна Атрощенко.
Как построена экспозиция?
Ольга Атрощенко: Она объединяет четыре раздела: "Притяжение земли", "Тайна ночи", "В просторах вечности" и "Опережая время". Куинджи вырос под Мариуполем, в предместье Карасевка, и на всю жизнь полюбил простор этих мест. Он и свои пейзажи часто пишет как вид, открывающийся с возвышенности.
А какие работы вошли в раздел "Опережая время"?
Ольга Атрощенко: Там можно будет увидеть ранние его вещи 1876 года. Например, зимние пейзажи, где художник работает с белым цветом, стараясь прописать оттенки белого. К этому пришли художники рубежа XIX-XX веков, а в 1870-х годах это было новым шагом.
Кроме того, здесь будут представлены произведения, где Куинджи работает, используя знание о силе тона. Он эмпирически разработал систему определения светосилы, используя в качестве камертона кусочек черной бумаги. Позже Николай Крымов, который очень внимательно присматривался к творчеству Куинджи, зная о методе мастера, создал свою систему, но у него камертоном служил лист белой бумаги. Это немного другая методика работы. Тем не менее определение силы тона по камертону идет от Куинджи.
И, конечно, в этот раздел войдут очень красивые работы с элементами декоративизма. Скажем, "Осень" Куинджи смотрится символично и необыкновенно свежо.
Многие упоминают об особых красках, которые использовал художник…
Ольга Атрощенко: Этот вопрос всех очень волнует. Почему-то все считают, что он создавал новые краски, но мы этого подтвердить не можем. К выставке были проведены исследования произведений, которые у нас хранятся. Их не так много, около 20. Специалисты в отделе комплексных исследований говорят, что никаких особых пигментов он не использовал.
Другое дело, что Куинджи обладал абсолютным зрением, он очень хорошо чувствовал тон, его силу. Кроме того, хорошо знал оптические законы. Когда он показывал картину отдельно, например "Ночь на Днепре", то использовал направленный свет лампы Яблочкова, новинки по тем временам. Свет усиливал эффект живописи: луна светит, река серебрится, мерцает. Картина "оживала". А темные участки холста поглощали свет и от этого становились глубокими в цвете. Зрители выходили и ахали: "Какая удивительная бархатная ночь!" Так черный свет превращался в "бархат".
Куинджи интересовался научными открытиями и умел использовать знание физических законов в своей работе. Он дружил и с Дмитрием Ивановичем Менделеевым, и с изобретателем ряда оптических приборов физиком Федором Фомичом Петрушевским.
Последние тридцать лет жизни он не выставлял своих работ. Выставка предложит свое объяснение этого "молчания"?
Ольга Атрощенко: Можно только строить предположения. Он выставлял свои картины лишь десять лет - с 1871 по 1882 год. Фактически он писал каждый год одну картину, показывал ее на выставке, где она, как правило, становилась событием. А в 1882 году прекратил выставляться . Замолчал на 30 лет. Лишь один раз, в 1901 году, нарушил это молчание и устроил показ четырех картин. Но не на выставке, а в мастерской, для очень узкого круга людей.
Возможно, устал в какой-то степени от непонимания, решил работать для себя. Он не предназначал картины для чужих глаз. Только он и его супруга могли видеть эти вещи.
У него же не было академического образования?
Ольга Атрощенко: Он не имел возможности получить систематическое образование. Но, будучи самородком, безусловно, учился. В каталогах академических выставок он значится как ученик Айвазовского. По крайней мере, до его мастерской в Феодосии Куинджи добрался. В Академию он был зачислен вольнослушателем. Не сдал ни одного научного экзамена и, говорят, дошел только до натурного класса. Но ему присваивали звания художника исключительно за картины, которые писал и показывал на академических выставках. Его путь как художника необычен. Он не был привязан к традиции и был более свободен.
Если у Поленова или Левитана сохранялся непосредственный сиюминутный взгляд на природу, то Куинджи этот подход не волновал. У него другая проблематика. Даже в его натурных этюдах с трудом угадывался конкретный вид. Он всегда требовал от себя и своих учеников обобщения. Поэтому, упоминая Куинджи, мы говорим, что его пейзажи сюжетны, концептуальны, постановочны. Как и работы его учеников.
Пейзаж "Ночь на Днепре" (1880), который Куинджи показывал в Обществе поощрения художеств на Большой Морской, был первой картиной, выставленной автором после выхода из Товарищества передвижных художественных выставок. Картина была выставлена в затемненном помещении, стены были драпированы черной тканью, на холст был направлен луч лампы Яблочкова. Продуманное освещение создавало эффект мерцания и движения реки. "Восторги зрителей переходят в какую-то молитвенную тишину: слышны только вздохи…", - вспоминал Репин об этом ярком художественном событии. Этот показ отчасти предвосхищал эффект кинематографа, до изобретения которого оставалось 15 лет. Полотно картины становилось еще и идеальным экраном для проекций образов воображения зрителя. Некоторые, пытаясь разрешить загадку лунного света на полотне, искали за ней тайный источник освещения.
Московская выставка 1882 года стала последней встречей Куинджи со зрителями. После нее он перестает выставлять свои работы. При этом он преподавал в Академии художеств, принимал участие в обсуждении ее реформы в 1890-х годах, бывал на открытиях выставок передвижников, двери его мастерской были закрыты для всех почти на 30 лет. В 1882 году ему исполнилось 40 лет. Многие считали, то он перестал работать, обеспечив себя. Между тем за годы уединенной работы до смерти в 1910 году он создал более 500 живописных и около 300 графических работ. "Ты сам свой высший суд", - эту максиму поэта Архип Иванович Куинджи реализовал в годы работы в уединении. Эта часть наследия, завещанная художником Обществу Куинджи (1908) вместе со всем его состоянием и землями в Крыму, известна, разумеется, меньше, чем, например, "Березовая роща", знакомая по школьным учебникам. Но это "тайное" творчество мастера предвосхищает находки искусства уже ХХ века.
К природе Куинджи относился с благоговением. В Петербурге к нему постоянно приносили подстреленных из рогатки или просто больных голубей и воробьев, художник и жена Вера Леонтьевна делали им перевязки, лечили.
В 1887 году Куинджи купил 248,5 гектара земли на Южном берегу Крыма. Летние месяцы он проводил там. Художники и его студенты, приезжавшие к нему, вспоминали о "первобытной" жизни. Куинджи сконструировал дощатый "кров", который спасал от жгучего солнца или неожиданных ливней. Его ученик Аркадий Рылов рассказывал о доме-мастерской в море, на высокой скале Узун-Таш, напоминающей орлиное гнездо. Там мастер работал. С берега, по воспоминаниям Рылова, он казался студентам, писавшим этюды, "большой белой птицей посреди волнующегося моря".
"Века наши будут когда-нибудь характеризовать появлением естествознания в науке и пейзажа в искусстве", - так Дмитрий Иванович Менделеев, великий химик, откликается на картину Архипа Куинджи "Ночь на Днепре" (1880).