Дебюты в российском кино сравнивают со стартапами

Нынешний год в российском кино характеризуется тем, что появилось очень много дебютов. "Кинотавр" возродил конкурс дебютов - их много обсуждали в Сочи, где он проходил. Интересные первые работы режиссеров "прозвучали" и на фестивале "Окно в Европу" в Выборге. А сейчас 6-й Национальный фестиваль дебютов "Движение" в Омске, который завершил свою работу, продемонстрировал своим зрителям новую волну дебютантов. Причем в разных жанрах: кино художественное, документальное, сериалы и короткий метр.

Президент фестиваля Артем Михалков сравнил российские дебюты со стартапами, действительно, молодые российские кинематографисты доказали, что в них можно и нужно вкладываться "венчурным инвесторам" - серьезным и состоявшимся представителям киноиндустрии.

А еще "Движение" образца 2018 года запомнится тем, что впервые на отечественном кинофестивальном пространстве работало специально подобранное женское жюри - они оценивали дебюты в основном конкурсе "Движение. Вперед". В судейский состав вошли продюсер Кира Саксаганская, программный директор Алена Шумакова, режиссеры Алена Званцова и Нигина Сайфуллаева и актриса Ксения Кутепова.

Гран-при

Высшую награду фестиваля получил фильм Елизаветы Стишовой "Сулейман Гора". В прошлом году фильм отобрали на престижный фестиваль в Торонто, что само по себе уже событие и знак качества. В этом году на кинофестивале в Карловых Варах фильм получил Гран-при в конкурсе "К Востоку от Запада". Действие происходит не в России, а в Киргизии. При этом сценарий - русский. Намеренное использование многонациональной темы придало фильму масштабное значение, хотя он и так сделан с большим мастерством. Свидетельство тому еще один приз, который "Сулейман Гора" получила на "Движении", лучшей актрисой была признана Перизат Эрманбетова, которая сыграла старшую жену, "колдунью" и знахарку так, что глаз от ее героини не оторвать. Фильм "Сулейман Гора" на "Движении" показали впервые в России. У картины еще даже нет российского прокатчика. Но, похоже, что сейчас к продюсеру Елене Яцуре начнут поступать предложения. Кстати, "Сулейман Гора" получила на "Движении" и "партнерский" приз - эфир на канале ТВ-3, так что его увидят и телезрители.

Лучший сериал

Впервые в этом году на фестивале проходил конкурс сериалов "Движение. Навстречу", хотя сами сериалы предоставляются в Омске уже пять лет. Приз вручался один - на основе зрительского голосования. И так вышло, что в этом году два сериала набрали одинаковое количество голосов. Это проекты "Мертвое озеро" Романа Прыгунова (сериал выйдет на канале ТВ-3) и "257 причин, чтобы жить" Максима Свешникова. По сюжету в сериале "Мертвое озеро" опытный следователь из Москвы Максим Покровский, страдающий от неизлечимой болезни, приезжает в маленький заполярный город Чангадан, чтобы раскрыть загадочное убийство дочери местного олигарха. Обнаженное тело девушки со следами обморожения найдено на въезде в город. Сериал "257 причин, чтобы жить" - история 30-летней Жени. День, когда она победила тяжелую болезнь, стал не самым счастливым, а самым кошмарным в ее жизни. Оказалось, что здоровой она не нужна ни своему парню, который был с ней из жалости, ни сестре, которая зарабатывала на благотворительных сборах. А коллеги и вовсе не надеялись на выздоровление Жени и не ждали ее. Но Женя находит дневник, а в нем - список из 257 желаний.

Лучший документальный фильм

В конкурсе документальных фильмов "Движение. Жизнь" лучшим признан фильм Дмитрия Кубасова "Вертолеты". Он рассказывает о первой российской кругосветке на вертолетах. Кино искреннее, честное, хорошо снятое и смонтированное, с продуманным визуальным и звуковым рядом, харизматичными главными героями. Дмитрий Кубасов - и сценарист, и оператор, и монтажер. В фильме снимались Михаил Фарих, Дмитрий Ракитский, Вадим Мельников, Александр Курылев. В ближайшем будущем авторы собираются показать картину и в Москве.

Лучшая мужская роль

Алексей Агранович награжден призом за лучшую мужскую роль. В фильме "Юморист" Михаила Идова Агранович сыграл писателя-сатирика советских времен Бориса Аркадьева. Любопытно, что "Юморист" начал обрастать историями еще до своего появления. Ему приписали, в частности, то, что он якобы рассказывает о жизни Михаила Задорнова. Все так и не так. Действительно, в начале фильма главный герой выступает в любимом "задорновском" месте, в Юрмале, в знаменитом концертном зале "Дзинтари". Однако у него на плече бывалая рыжая сумка, которая вызывает ассоциации со знаменитым портфельчиком Михаила Жванецкого, взгляд и серьезное выражение лица некоей своей мрачностью по отношению к реальности порой напоминают Семена Альтова, а развивающаяся история - Ефима Смолина. После просмотра режиссер картины Михаил Идов подтвердил обозревателю "РГ", что образ главного героя - собирательный. Алексей Агранович сыграл человека, который в советское время участвовал в КВН, писал тексты для других исполнителей и, наконец, пробился на сцену сам и завоевал заслуженную популярность. Но широкая аудитория хочет слышать его растиражированную миниатюру про пляжного фотографа Артура и обезьянку, тогда как у юмориста совсем другие - серьезные - амбиции. Сатирик Борис Аркадьев всерьез считает, что продолжает дело Аверченко, Тэфи и Чехова. Но он - думающий, серьезный - вынужден идти на поводу у толпы и высокопоставленных чиновников, при этом сам выбрав такую жизнь. В итоге мрачнеет с каждым следующим выступлением.

Лучший сценарий

Сериал Жоры Крыжовникова "Звоните ДиКаприо!" был на "Движении" отмечен двумя призами. Награду "За лучший сценарий" получили Петр Внуков, Евгения Хрипкова и сам Жора Крыжовников - он соавтор сценария. И дипломом жюри отмечен актерский тандем Александр Петров и Андрей Бурковский, сыгравшие братьев-актеров. Сериал появится на канале ТНТ-Premier уже 20 октября. Александр Петров играет в нем популярного артиста, который слегка ошалел от своей славы и связанной с ней вседозволенности. Но вдруг он узнает, что является ВИЧ-инфицированным, и в его сознании происходит переоценка ценностей. На эту тему в России фильмы еще не снимали.