Барнаульца номинировали на звание лучшего легкоатлета Европы

Европейская легкоатлетическая ассоциация внесла барнаульца Сергея Шубенкова в список десяти номинантов на звание лучшего легкоатлета Европы 2018 года. В прошедшем сезоне сибиряк завоевал серебро чемпионата Европы, победил в финале "Бриллиантовой лиги" и на Континентальном кубке ИААФ. Ему принадлежат семь лучших результатов сезона в мире, в четырех забегах Шубенков выбегал из тринадцати секунд, что является показателем экстра-класса.

Однако для Сергея Шубенкова и его тренера Сергея Клевцова гораздо важнее не участие в престижном конкурсе, а другие моменты: анализ прошедшего сезона и подготовка к будущему, статус российских легкоатлетов, состояние тренировочной базы в Барнауле.

Как можно оценить минувший сезон?

Сергей Шубенков: Я бы не назвал его триумфальным. Скорее, просто хорошим. Подпортил чемпионат Европы, который был главным стартом года. Хорошо, что после неудачи в Берлине мы быстро выяснили, что пошло не так, и за одиннадцать дней очень продуктивной подготовки в Барнауле переломили ситуацию. Финал "Бриллиантовой лиги" должен был дать ответ: правильные ли выводы мы сделали? В Брюсселе я выиграл с результатом 12,97 секунды. Следом был победный старт в Падуе, затем - победа на Континентальном кубке, где я выступал за сборную Европы.

Сергей Клевцов: Считаю сезон удачным - Сергей достойно выступал на всех соревнованиях с мая по сентябрь, не получил серьезных травм. Чемпионат Европы не рассматривался как однозначный пик сезона, иначе ни на какие эксперименты летом мы бы не пошли. И если бы на Евро, действительно, произошел серьезный провал, у нас не было бы достаточно яркого, убедительного завершения сезона. В Берлине небольшие ошибки допустил я - старый, наверное, стал, пожалел спортсмена, у него ныло ахиллово сухожилие, а надо было вместо отдыха хорошо пробежаться перед полуфиналом и финалом.

Георгий Шабанов, тренер, специализирующийся на барьерном беге, следит за статистикой, и, по его данным, в истории барьерного спринта не было ни одного человека, который бы три раза подряд выбегал на соревнованиях из тринадцати секунд. У Шубенкова это получилось. Мы настраивались на участие в большом числе соревнований, чтобы проверить, как работает мобильный цикл подготовки, сколько дней нужно, чтобы ввести спортсмена в определенное физическое состояние, сколько времени требуется, чтобы он в состоянии суперкомпенсации мог стартовать дальше и результаты его росли. Это далеко не праздные вопросы, на них надо было найти ответы накануне двух важнейших сезонов: в 2019 году будет чемпионат мира, а в 2020-м - Олимпиада. Многое, что мы сделали в этом сезоне в тренировочном и соревновательном процессе, было сделано впервые в мире. Поэтому я не могу согласиться с учеником, что сезон был всего лишь хорошим. Он был удачным.

Какой из экспериментов можно назвать самым смелым?

Сергей Клевцов: Тот, что случился на чемпионате Европы. Там все на уровне мистики. Сказал Сергею: "У тебя преимущество по сезону перед ближайшим конкурентом 0,25 секунды". Второй результат сезона в мире на тот момент был 13,17. А у Сергея - 12,92. Надо было мне сказать - 0,24. Ведь идеальный спортсмен - это идеальный исполнитель. Он и положил результат ровно на 0,25 хуже - 13,17! (Фотофиниш показал, что француз Мартино-Лагард в финишном створе опередил Сергея на 0,002 секунды - Прим. ред.).

После чемпионата Европы планировался старт в Хорватии, но Сергей его пропустил.

Сергей Шубенков: Я не робот. Организм имеет свой ресурс, предел возможностей. Нагрузки дают о себе знать, болячки появляются, причем без видимых на то причин. Я называю это: "болит от жизни". О самочувствии всегда ставлю в известность Сергея Александровича.

Сергей Клевцов: В Хорватии Сергея очень любят. Он дважды там выигрывал. Барьерный бег - гвоздь программы хорватского турнира. Мы поставили организаторов в известность, что Сергей бежать не будет. Нам в ответ: "Все равно приезжайте, ждем". Сергея до утра не снимали с забега, надеясь, что здоровье все-таки позволит ему выступить. Шуба, видя такое, даже предложил: "Может, побежим?". Но я сказал: "Ни в коем случае, потому что все может кончиться очень плохо". Даже когда Сергей уезжал на Континентальный кубок, мы договорились: будут тревожные сигналы по состоянию организма - надо однозначно вставать на его сторону.

Кубок - командные соревнования, сойти с дистанции там нельзя, значит, пройдешь дистанцию пешком и принесешь команде одно очко. А рвать себя... Травмы тяжело лечатся, а впереди - чемпионат мира, еще через год - Олимпиада. В начале сезона или его первой половине можно стартовать часто. Но когда у тебя накопилось больше десятка стартов, бежать с микротравмой минимум не полезно, а то и вредно. В 2019-м чемпионат мира пройдет в столице Катара, Дохе, в начале октября, и он для Сергея будет восьмым-десятым по счету стартом в сезоне.

В этом сезоне среди лучших барьеристов мира появились новые фамилии?

Сергей Клевцов: Новый сильный соперник может появиться в любой момент. Мы в свое время от молодых французов ждали острого соперничества, там была целая плеяда подающих надежды спортсменов - тот же Беласьян выиграл юниорский чемпионат мира. И где они теперь? Я ни на что не намекаю, но интересно, как люди готовятся. Как у них с допинг-контролем? На Ямайке, где много быстрых бегунов, вообще нет национального антидопингового агентства.

Недавно Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) реабилитировало Российское антидопинговое агентство. Когда то же самое произойдет с нашей легкой атлетикой?

Сергей Шубенков: Жутко надоело быть "нейтралом". Скоро отмечу трехлетнюю годовщину этого статуса. Ну не хотят в Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) допускать к соревнованиям определенных спортсменов. Сейчас у них рычаг давления на нас - белый флаг, под которым мы выступаем. Не будет его, найдут сколько угодно других механизмов недопуска. Подождем до начала декабря, когда рабочая группа по вопросу восстановления российской федерации легкой атлетики представит свой доклад в ИААФ.

Сергей Клевцов: Прогноз по возвращению нам российского флага давали еще в мае. Говорили, в этом году - нет, а вот в следующем - да, но с большими ограничениями. Кто числится в базах Родченкова, тех не допустят все равно, найдут для этого различные способы. Часть из них уже скоро и по возрасту сойдет. Тот же прыгун в высоту Иван Ухов, 1986 года рождения. Радует, что новые звездочки у нас появляются, пусть их и немного.

Сергей, у тебя в этом году сын родился. Как себя ощущаешь в роли отца?

Сергей Шубенков: Из-за сборов и соревнований дома бываю редко, но ощущаю себя просто прекрасно. Через пару дней после возвращения Ярослав ко мне наконец-то привык. Сначала кричал - наверное, от радости. Теперь успокоился, стал узнавать. Кот вообще пришел в восторг от моего приезда - носился как бешеный по квартире, приволок хозяину игрушки, которые давным-давно куда-то забесил.

Ключевой вопрос

В августе "РГ" сообщала о том, что легкоатлетический манеж в училище олимпийского резерва в аварийном состоянии и в холодное время года вам просто негде будет тренироваться. Ситуация изменилась?

Сергей Клевцов: Сейчас оптимизма гораздо больше, чем пессимизма. В июле было "однозначное нет", теперь ситуация поменялась, движение есть. Но мы с детства знаем: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В октябре-ноябре придется Шубенкову и другим ведущим легкоатлетам края поработать на выезде.

Прямая речь

Евгений Трубников, директор Алтайского училища олимпийского резерва:

- Принято принципиальное решение не ломать манеж, а восстанавливать. Найден подрядчик. Сейчас начинается первый этап работ - снятие аварийного статуса. Это будет сделано за счет бюджета училища. Второй этап будет финансироваться из внебюджетных источников - уже была встреча с потенциальным инвестором. Речь идет о сумме в пять миллионов (без учета шатровой кровли).

Кстати

27 сентября глава Алтайского края Виктор Томенко вручил награды 42 жителям региона. Медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени были удостоены заслуженный тренер России Сергей Клевцов и заслуженный мастер спорта России Сергей Шубенков.