Как карельский фолк-коллектив пробился на мировые площадки

Российский ансамбль ранней музыки Drolls существует с 1999 года. Его основала группа единомышленников - студентов Петрозаводской консерватории, увлеченных европейской музыкой Средних Веков и Ренессанса. Drolls в переводе с английского означает "забавы". Так назывался род комических музыкальных представлений, распространенных в Англии в XVI - XVII веках. Состав коллектив не менялся: в нем состоят пять человек, которые играют в общей сложности на тридцати различных старинных инструментах. Таких, например, как маультроммель, раушпфайф и йоухикко. Чем живут энтузиасты средневековой культуры сейчас, какие планы на будущее строят, "Российской газете" рассказал руководитель группы Дмитрий Черевко.

Вашему коллективу уже почти двадцать лет. Что двигало группой молодых людей, которые, пускай и в конце, но все-таки пресловутых 90-х, решили играть средневековую музыку? Трудно представить более неудобный отрезок российской истории для подобного начинания.

Дмитрий Черевко: В конце 90-х мы были молодыми студентами и на трудности общественной жизни в стране не обращали пристального внимания. И, на самом деле, именно в это время в нашей стране был бум фолк-движения. Десятками появлялись коллективы, исполняющие так называемую "кельтскую" музыку, то есть ирландский и шотландский фольклор. Также стали появляться коллективы, исполняющие русскую фолк-музыку. Поскольку наши интересы распространялись на средневековую Европу, мы несколько скорректировали направление своей деятельности и без труда влились в российское фолк-движение. Тем более, что нам это было просто еще и географически: город Петрозаводск в начале нулевых превратился в его столицу. Ежегодно проводимый здесь международный фестиваль "Фолк-марафон" позволил нам не только самим выступать на одной сцене с мировыми звездами, но и знакомиться с самыми передовыми на тот момент коллективами. Что в тогдашних условиях отсутствии свободного интернета было крайне важно.

Как тогда выглядел процесс поиска нового материала для исполнения? Чудом сохранившиеся средневековые архивы, народная традиция?

Дмитрий Черевко: Когда мы начинали, то, конечно, ни о каких архивах не могло быть и речи. Мы перерывали фонотеки консерватории в поисках грампластинок с записями коллективов старинной музыки 70-80-х годов, то, что находили - "снимали" на слух. Также из соседней Финляндии к нам просачивались редкие компакт-диски современных европейских коллективов. Все это шло в копилку. На первоначальном этапе мы просто копировали наших старших "братьев по разуму". Благо, для консерваторских музыкантов постигать особенности стиля было не сложно. И к тому моменту, когда интернет стал быстрым, и нам открылись все архивы европейских библиотек, репертуар нашего коллектива уже был сформирован более, чем на две трети.

А есть ли в России своя школа исполнения средневековой европейской музыки? Или коллектив, который имел огромное влияние? Например, все наши современные ведущие исполнители русского аутентичного фолка ссылаются на ансамбль Дмитрия Покровского как на источник вдохновения.

Дмитрий Черевко: Такой традиции у нас, конечно, нет и быть не может. Россия принадлежит к совсем иной культурной традиции. Вся европейская музыка - от средневековых менестрелей до современных авангардистов, для нас привозная. Но десятилетия существования в России исполнителей старинной музыки (а говорить серьезно об этом можно только с 90-х годов) породили свою определенную традицию. И к нам часто подходят на концертах и фестивалях молодые музыканты и сообщают, что именно послушав нас, они собрались в коллектив и стали играть старинную музыку. Так что можно сказать, что теперь уже сами Drolls являются частью традиции.

Средневековая музыка - понятие достаточно широкое. Это разброс в несколько веков и множество стран. Да и инструментов. Но какой-то объединяющий момент есть?

Дмитрий Черевко: Объединяющий момент всего один - это хорошая музыка. При отборе материала для программы я всегда сверяюсь со своими ощущениями при прослушивании. Если от прослушивания по коже бегут мурашки и тебе нестерпимо хочется сыграть самому, то это оно.

А кто слушает старинную музыку в России сейчас? Как бы вы описали свою аудиторию с социологической точки зрения?

Дмитрий Черевко: Нас слушают не просто разные слои общества, но уже и разные поколения. Те, кто слушал нас, будучи студентом, сейчас уже взрослые и состоявшиеся. И это самые разные люди - от банкиров до военных и шахтеров. Что, на мой взгляд, лучшая награда для артиста - быть народным музыкантом.

Материальная сторона вопроса. С каким успехом и как удается издавать диски сейчас, когда интернет почти убил традиционный звукозаписывающий бизнес?

Дмитрий Черевко: Начиная с 2009-го года мы перестали записывать и выпускать компакт-диски, так как это стало материально невыгодно. Они на следующий же день оказывались на торрентах. Плюс сам формат издания музыки на твердых носителях умер. Все слушают музыку онлайн или в цифровом виде. Мы переключились на видео-формат: в 2014-м выпустили музыкальный фильм-концерт Cantigas, который делали совместно с хором Петрозаводского Университета. В этом году переиздали один из наших альбомов в цифровом формате. Сейчас готовим новую программу совместно с этим же хором. Это песни средневековых вагантов из известного сборника Carmina Burana. Песни из него входили в наш репертуар с самого начала, многие из них стали хитами именно в нашем исполнении. Теперь хотим сделать это в большом формате - с хором, для чего на краудфандинговой платформе запустили проект по сбору средств на съемку и запись этой программы. Будем рады, если те, кто прочитают интервью, окажут посильную помощь.

Часто ли вас приглашают на фестивали и прочие мероприятия? Есть ли у музыкальных медиевистов своя главная площадка по типу "Саянского кольца" у народников?

Дмитрий Черевко: В активе нашего ансамбля сотни выступлений на различных фестивалях по всему миру. В России чаще всего проводятся фестивали военно-исторической реконструкции, на которых мы постоянные гости. Собственно же музыкальных фестивалей только средневековой музыке в нашей стране мы не знаем.