По словам директора школы N 31 Ольги Скребец, Андрей (имя изменено) с утра был активный и в хорошем настроении, только на уроке математики пожаловался на боль в животе. Учитель попытался выяснить причину недомогания - может, съел что-то. Но, по словам ребенка, дома он не завтракал из-за той же боли в животе. Позже это подтвердил и его отец.
На уроке школьнику стало трудно дышать - в руках у него впервые заметили ингалятор. Дальше все произошло в считанные минуты. Состояние мальчика резко ухудшилось, классный руководитель сразу же вызвал "скорую" и позвонил родителям. До приезда скорой педагог оказывал ребенку доврачебную помощь - делал искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. В это время директор школы звонила главврачу РДКБ - ребенку готовили место в реанимации. Врачи "скорой" какое-то время реанимировали мальчика, а затем отвезли его в больницу. Но спасти школьника уже не удалось.
Администрация школы сообщила о произошедшем в министерство образования РК. Трагедией заинтересовался и следственный комитет. Как стало известно "РГ", причина смерти ребенка - обструктивный бронхит, который чреват резким бронхиальным спазмом и прогрессирующим нарушением легочной вентиляции.
По словам Ольги Скребец, мальчик был из благополучной семьи, в этой школе учился всего год. Общительный и доброжелательный, он быстро влился в коллектив. Хорошо учился, занимался карате. О его заболевании дыхательных путей не знал вообще никто. Как оказалось, мальчик носил с собой аэрозоль, но никто никогда не видел, чтобы он им пользовался - видимо, не хотел афишировать свою болезнь. Не предупредили о заболевании директора школы и его родители. Ольга Скребец узнала о диагнозе только после трагедии.
- В медицинской карте с первого класса значится, что он здоров. Все профосмотры были, - говорит директор школы.
Из беседы с администрацией можно сделать вывод, что сотрудники учебного учреждения сделали все, что от них зависело. Сам мальчик на самочувствие никогда раньше не жаловался, занятия из-за болезней практически не пропускал. За весь прошлый учебный год его не было в школе всего 12 дней.
- В школе есть учителя, которые имеют право оказывать первую доврачебную помощь. Есть алгоритм действий при несчастном случае с ребенком, кого вызывать и кому звонить, - говорит Ольга Скребец.
Директор Крымского республиканского центра медицины катастроф и скорой медпомощи Сергей Астанкин рассказал, что вызов из школы N 31 был принят на станции СМП в 13.56, бригада врачей прибыла на место через 13 минут. По этому делу назначена врачебная комиссия.
В минздраве РК "РГ" от комментариев отказались, ссылаясь на тайну следствия. Пока известно, что по факту смерти учащегося возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 109 Уголовного кодекса РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).
Возмущение общественности вызвал тот факт, что в школе нет медсестры и полноценного медкабинета. Но и утверждать, что ребенка удалось бы спасти, будь в школе медработник, пока нет оснований. Окончательные выводы сделают эксперты и следователи. Но этот случай еще раз напомнил об общей для школ полуострова проблеме - остром дефиците медицинских кадров, а также наличии и лицензировании медкабинетов в учебных учреждениях.
- Школа строилась в 1960-е годы, тогда проектом не был предусмотрен ни медицинский кабинет, ни библиотека, ни актовый зал, - говорит Ольга Скребец.
Под медкабинет отгородили часть класса, получилось помещение площадью всего 14 квадратных метров. Но последние полтора года оно пустует - нет медработника. А в школе 800 учащихся. Ее обслуживают специалисты детской поликлиники N 3, они проводят профосмотры, осмотры на педикулез. А во время экзаменов здесь дежурит медсестра из соседней школы.
Найти медработника школа пыталась собственными силами: не раз обращались в поликлинику, давали объявления о вакансии, говорили об этом на родительских собраниях. Но безрезультатно. И аналогичная проблема у многих школ полуострова. По некоторым данным, в школах и детских садах Симферополя не хватает около полусотни медсестер. Ведь школы не могут предложить медику зарплату более 11 тысяч рублей. Также в учебных учреждениях не могут работать узкие специалисты - только фельдшеры. Но главное - стаж медработников в школах и детсадах не учитывается как медицинский.Поэтому многие школьные врачи и медсестры работают сразу в нескольких школах по несколько часов.
Еще одна проблема - лицензирование медицинских кабинетов в школах и получение самими учреждениями медицинской лицензии. Только в этом случае медики могут полноценно оказывать детям медуслуги. Но для этого помещения должны соответствовать всем нормам СанПиНа.
Понятное дело, что медкабинет в 14 квадратов в школе N 31 лицензию не получит, то есть в штате медсестра работать не сможет. Правда, в минобразе РК нам сообщили, что "работают над решением этого вопроса".
В целом же в РК лишь 235 школ, или около 50 процентов, имеют оборудованные медицинские кабинеты.
Анна Рубель, депутат Госсовета РК, член Палаты молодых законодателей при Совете Федерации РФ:
- Эта трагедия, уверена, никого не может оставить равнодушным. Дети находятся в школе почти весь день, и по моему глубокому убеждению, вместе с ними там должен быть медработник. Проблему поднимали мы, члены Палаты молодых законодателей, на площадке в СФ. В республике работают над этим вопросом Совмин и Госсовет. Нужно отдать должное и министерству образования Крыма, которое каждый месяц, а то и чаще, прорабатывает этот вопрос с муниципалитетами.
Проблема возникла из-за того, что в результате проведенной в 2014 году реформы ответственность за медицинское обслуживание детей в общеобразовательных учреждениях возложили на медицинские организации. А школы со своей стороны только предоставляют помещение (пригодное для лицензирования и дальнейшего размещения там медработника).
Когда эта реформа коснулась Крыма, позиция руководства республики была такова: если медработники готовы остаться в штате учебных учреждений без сохранения медицинского стажа, то они могут это сделать. Но сегодня ситуация складывается по-разному: медики есть и в штате школ, и в штате больниц. Например, в Алуште и Керчи еще с советских времен медики находятся в школах и детсадах, а числятся в штате медучреждений. Но есть и некоторые сложности во взаимоотношениях между школами, детскими садами и медорганизациями. Связано это с тем, что медики, работающие на территории детских учреждений, не приносят прибыли по системе ОМС и становятся дополнительным бременем для медучреждения. Это, очевидно, подталкивает главных врачей к их сокращению.
Республике Крым как новому субъекту федерации предоставили возможность провести лицензирование всех медицинских кабинетов до 1 января 2019 года. Для этого кабинет должен соответствовать по площади и всем требованиям СанПиНов, и иметь необходимое оборудование. В прошлом году ряд медицинских кабинетов оснастили за счет средств бюджета РК, часть отремонтировали за счет муниципальных бюджетов, и благодаря этому сегодня они проходят процесс лицензирования.
Кстати
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ "Национальный научно-практический центр здоровья детей" минздрава РФ, по сравнению с началом 1990-х (то есть за 25 лет), состояние здоровья школьников по распространенности функциональных отклонений ухудшилось в 2,4-2,7 раза, а по частоте хронических болезней - на 40-70 процентов. Самые типичные болезни школьников - гастрит и близорукость.