Живописное село неподалеку от крымской столицы словно воплощение мечты об идиллии загородной жизни. Скромные деревенские домики раскинулись в глубине и по склонам оврага. По данным 2014 года здесь живут меньше 500 человек.
Образ райского уголка начинает тускнеть, когда становится ясно, что работы в селе почти нет, как нет природного газа и водопровода. А недавно на околице появились экскаваторы, бульдозеры и КамАЗы. Новость о том, что вблизи их села будет карьер для добычи известняков, переполошила обитателей Лесноселья. Жить под канонаду взрывов и рев самосвалов никто не хочет. Поползли слухи, что из колодцев уйдет вода, а на месте выработки будет симферопольская свалка. Жители стали жаловаться на круглосуточный шум работающей техники.
Чтобы узнать, так ли это, едем в Лесноселье. В крайнем доме на улице живет семья Найбич.
- Шума от карьера мы не слышим, нам он не мешает, - рассказала хозяйка дома Анна. - Зато в селе, я знаю, они подсыпали дорогу. А на нашей улице была куча земли, мы их попросили помочь, так они дали бульдозер и разровняли насыпь. Теперь хоть проезд нормальный.
На улице встречаем группу детворы с женщиной. Возвращающуюся из школы компанию останавливаем тем же вопросом: мешает ли им карьер?
- Нет, шума мы не слышим, - пожимает плечами Наталья.
Зато на противоположном от карьера склоне оврага местные жители, с которыми удалось поговорить, настроены куда более решительно. Карьер не просто шумит, здесь даже слышали взрывы.
- Пообщайтесь с людьми, здесь все будут против, - негодует Ирина Рожнова. - Почему, когда выделяли им землю, не было общественных слушаний по проекту? Ведь их обязаны были провести. Почему нас никто не спросил, хотим ли мы такое соседство.
Другие жильцы тоже подтверждают, из карьера не только раздаются громкие звуки: когда дует восточный ветер, вся пыль с выработки летит в дома. Но, похоже, больше всего селяне боятся, что на месте отработанного месторождения со временем появится мусорный полигон.
- Они поработают два-три года и уйдут, а выемка останется. В соседней Мазанке на месте бывшего карьера сделали свалку, - рассказала "РГ" местная жительница Анна Трубаева. - 18 лет люди жаловались во все инстанции, писали везде, куда только могли, просили ее закрыть, и никому не было дела. Только когда стали строить трассу "Таврида" и потребовалось куда-то свозить грунт, это свалку начали засыпать.
Едем на сам карьер. Его разработкой занимается компания "Сатурн". Собственно, карьера как такового еще нет, экскаватор пока только снимает верхний, плодородный слой почвы, а грузовики складируют его в террикон.
- Кто вам разрешил фотографировать, здесь частная территория, - останавливают нас на границе раскопа.
Владимир, представившийся управляющим карьера, назвать фамилию категорически отказался и поначалу встретил нас весьма агрессивно. Но узнав, что ничей "заказ" мы не выполняем, согласился показать все документы. Сейчас на месторождении работают два экскаватора и три грузовика. О слухах и настроениях в селе владельцы карьера знают.
- О 300-метровом провале, который после нас останется, или о подземном озере, которое мы вычерпаем, вы еще услышите, - говорит Владимир.
На самом деле, максимальная глубина выработки на всей площади составляет 10 метров. И это только на одном локальном участке. Средняя же глубина, на которую вскроют месторождение, составляет 3,7 метра. Углубляться дальше просто не имеет смысла, поскольку полезных ископаемых там нет. К такому заключению пришли специалисты Московского геологического института, готовившие исследование по проекту. Скважины, пробуренные на 22 метра, также показали, что на этом горизонте воды нет. И уж точно можно развеять слух о взрывах, которые якобы слышали в селе. Взрывные работы в этом месте не проводили, и это видно невооруженным глазом.
Добывать здесь будут суглинок со щебнем, который идет на создание насыпи "Тавриды". Для такого месторождения взрывные работы в принципе не нужны, утверждает управляющий.
Да, карьер будет работать круглосуточно, но предусмотренная по законодательству санитарная норма в 500 метров до границы населенного пункта здесь выдержана даже с запасом. Звук работающих экскаваторов и грузовиков - максимальный шум, который сопровождает процесс добычи, успокаивает Владимир. А вообще "Сатурн", по его словам, компания с большим опытом работы в разных регионах России и социально ответственная.
- Из Лесноселья у нас работает шесть человек. Мы подсыпали дороги в округе, на свои деньги отремонтировали памятник героям Великой Отечественной войны в Мазанке. Готовы построить в Лесноселье новый ФАП и даже оснастить его мебелью, вложить в это 3-3,5 миллиона рублей, но только чтобы это было прозрачно и для местных жителей, а не так, как нам предложили - перечислить всю сумму на какой-то счет, а уж распорядятся ею другие люди, - рассказал Владимир.
Министерство экологии и природных ресурсов Крыма, выступающее в этой ситуации в качестве арбитра, в стороне не осталось. По словам заместителя министра Ольги Славгородской, "Сатурн" начал разработку месторождения еще в июне, имея на руках одну лишь лицензию. Экологи мгновенно вмешались и остановили работы, выписав нарушителю штраф в размере 1 миллиона рублей. После этого вплоть до 19 сентября на месторождении ничего не происходило.
В Мазанском сельсовете, к которому относится и Лесноселье, подтвердили, что согласовывали "Сатурну" разведку и добычу известняков, но только на площади около 12 гектаров, которые предприятие выкупило у местных жителей. В августе в администрацию поселения поступило письмо о согласовании предоставления тому же "Сатурну" еще одного земельного участка, однако на этот раз поселковые власти ответили отказом.
- Мы направили письмо в администрацию Симферопольского района с просьбой о ходатайстве перед министерством имущественных и земельных отношений Крыма о расторжении договора аренды земельного участка площадью 17,4 гектара с "Сатурном", - сообщила глава Мазанского сельского поселения Ксения Анисимова.
Ситуацию с разработкой карьера на окраине поселка Анисимова считает критической. Как только работы на месторождении возобновились, туда выехала совместная комиссия в составе экологов, поселковых и районных властей.
- В тот же день специалисты министерства обследовали территорию, - рассказала Ольга Славгородская. - Сейчас проводится проверка, правомерно ли здесь возобновились работы.
Глава администрации Симферопольского района Сергей Донец тоже сделал свои выводы, пригласив на личный прием владельцев карьера и мазанского мэра Ксению Анисимову. А ведь большинство этих острых углов можно было бы сгладить, просто сделав обоюдные шаги навстречу людям и проведя общественные слушания по проекту. И вот там стоило рассказать, что никакого 300-метрового провала карьер не оставит, что схема полигонов бытовых отходов всего Крыма уже утверждена на десятилетие вперед и на законных основаниях свалка здесь никогда не появится. И о ФАПе, и о многом другом. Но почему-то именно этот, самый простой и очевидный путь, никому в голову и не приходит.
Алексей Яценко, заместитель министра экологии и природных ресурсов РК:
- В закон "О недрах" Республики Крым мы не вносили изменения с 2014 года, и, на мой взгляд, они назрели. За это время в аналогичный федеральный закон несколько раз вносились правки, и новые масштабные изменения ожидаются до конца нынешнего года. Они будут касаться выдачи лицензии, будет новый порядок проведения аукционов, аннулирования лицензий. Когда это произойдет, очевидно, нужно будет вносить изменения и в республиканский закон.