05.10.2018 13:45
    Поделиться

    Министр образования Приамурья Светлана Яковлева: Я очень скучаю по школе

    Как учитель становится учителем? По-разному. Скажем, нынешнему министру образования Приамурья Светлане Яковлевой в свое время после окончания вуза с красным дипломом пришлось едва ли не сбоем выбивать направление в сельскую школу.

    "У меня было распределение в мою школу № 5,- рассказывает она. - Но я просила деревню - мне не дали. Первое мое знакомство с правительством области было таким: я нашла начальника департамента образования области и уперто просила направить меня в деревню".

    Ей очень хотелось в маленькую школу, чтобы - дети были рядом, чтобы мы дружили. Чтобы они бежали в школу, а вечером можно было бы вместе поиграть в баскетбол, в волейбол. В итоге она поехала-таки в деревню Коврижку Константиновского района…

    Накануне Дня учителя о сумасшедшей любви к физике, деревенской школе жизни, педагогических ошибках и главной задаче учителя Светлана Яковлева рассказала в беседе с главным редактором "Амурской правды" Еленой Павловой. Вот лишь некоторые фрагменты этого разговора.

    Сложно было молодой городской учительнице в деревне?

    Светлана Яковлева: Это было так здорово! Я могу про это целый - день рассказывать! (Смеется.) Нам с мужем дали дом на земле. Мы хозяйство завели!.. Я умею доить, кур ощипывать, сало солить, рулеты крутить, сено косить. Мы даже свою тушенку делали… Когда я переехала в город, в старом пиджаке нашла 100 рублей - это была моя зарплата. Я про нее забыла! У нас было натуральное хозяйство".

    Потом была городская школа. В 1996 году Светлана Яковлева заняла второе место на городском конкурсе "Учитель года", а спустя год победила на областном конкурсе. В 1998-м амурская учительница представляла область в Москве на всероссийском конкурсе.

    Спустя несколько лет вы стали директором первой гимназии. Вам тогда было всего 35 лет. Страшно было? 

    Светлана Яковлева: Я не успела испугаться. Переход - в директорство - весьма сложный период. Потому что вчера ты с этими людьми сидел за чашкой чая, а сегодня, если человек что то не так сделал, ты должен ему сделать замечание. Были педагоги значительно старше меня - они не только в мамы, а в бабушки годились. И я их даже побаивалась. А тебе надо было требовать от коллег. А если появлялись жалобы от родителей - надо было их разбирать.

    Как справились? 

    Светлана Яковлева: Я думаю, что все потому, что рядом был - очень надежный, очень профессиональный, очень грамотный коллектив. Мне все очень помогали.

    Вы ведь, работая директором, еще и преподавали? 

    Светлана Яковлева: Зарплата директора в то время была меньше, - чем зарплата учителя. И чтобы заработать, я еще вела ставку учителя. Поэтому вечером, после того как я заканчивала решать хозяйственные вопросы с ремонтами, СанПиНами, пожарной безопасностью, я садилась и проверяла тетради".

    Как считаете, какая сегодня главная проблема нашего образования?

    Светлана Яковлева: Основная проблема образования - чему учить? Какая профессия, какие знания будут востребованы? Вот у меня корочка чертежника-копировальщика - что бы я сегодня делала с этой профессией?! Ее сегодня не существует… Люди не работают по специальности или идут за деньги за вторым образованием. Поэтому учителя должны заложить в детях, что надо научить учиться - и никогда не бояться этого. Лишних знаний не бывает.

    А деньги для образования - не проблема? 

    Светлана Яковлева: Дело не в деньгах, а в рациональном их - использовании. На образование направляются большие средства из областного, из федерального бюджетов, но мы не можем тратить их бездумно. Мы должны четко знать, где нам необходим новый детский сад, школа, где мы должны сделать ремонт. Мой принцип - все проблемы решаются через анализ ситуации…

    Вам не кажется, что сегодня престиж профессии учителя уже не тот, что был в советское время? 

    Светлана Яковлева: Я считаю, что отношение к учителю - формируется не в какое то время - в советские годы нам тоже несладко было. Я просто вспоминаю только самое хорошее. У каждого человека формируется свое отношение к учителю. Если он обижен на школу - эту обиду он пронесет через всю жизнь. И когда его ребенок пойдет в первый класс, он не скажет ему: надо уважать учителя, потому что он делится с тобой своими знаниями. И так из поколения в поколение. Каждый раз родителям говорю: прежде чем обсуждать поступок учителя, удалите ребенка из зоны слышимости. И обсуждайте сколько хотите. Престиж учителя, как человека, который отдает знания, не меняется. Меняется количество людей, которые обижены на школу и учителя.

    Что для вас лучшая школа? 

    Светлана Яковлева: Там, где счастливые дети. Если дети счастливые, с радостью бегут в школу, значит, там всем хорошо: и учителям, и детям. 

    Полностью интервью читайте на сайте газеты "Амурская правда". 

    Поделиться