Почему доходы чиновников в разных регионах сильно различаются

Правительство собирается повышать расходы на мотивацию федеральных чиновников на местах, потому что часто их зарплаты существенно ниже, чем у их коллег из аналогичных региональных структур. Данные собкоров "РГ" это подтверждают. Но уровень заработка региональных чиновников тоже очень разнится. Доходы министров в одном и том же регионе могут отличаться в несколько раз. "РГ" разбиралась, почему так происходит.

По общему правилу зарплата регионального чиновника складывается из должностного оклада, оклада за классный чин, а также из "ежемесячных и иных дополнительных выплат", как это устанавливает статья 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Регионы вольны самостоятельно определять размеры довольствия служащих. И вот тут-то начинается самое интересное.

Доходы чиновников одного уровня в одном и том же регионе могут существенно отличаться. К примеру, годовой заработок врио министра здравоохранения Новосибирской области в 2017 году составил 7,6 миллиона рублей, его коллеги врио министра культуры - 4,4 миллиона, а врио министра строительства - 1,8 миллиона. Миллионный разрыв в зарплатах чиновников и в Нижегородской области. Там глава минфина заработала за 2017 год почти 4,9 миллиона рублей, а министр транспорта и автомобильных дорог - 1,9 миллиона. Примерно у половины министров годовой заработок составил около трех миллионов рублей.

В Алтайском крае разница в зарплатах высших чиновников более мягкая: у министра здравоохранения - 2,3 миллиона, а у министра строительства, транспорта и ЖКХ - 2,4 миллиона. Министры Пермского края получают в год от 2,2 до 5,7 миллиона рублей.

Интересна арифметика формирования чиновничьих зарплат в Татарстане. Там ежемесячное денежное вознаграждение министра установлено на уровне 39 тысяч рублей (это 468 тысяч в год). К нему прибавляется поощрение президента республики, которое составляет максимум 81,3 тысячи рублей (972 тысячи, итого - 1,44 миллиона рублей в год). В Марий Эл заработок чиновников складывается из небольшого оклада и кратного ему ежемесячного денежного поощрения. К примеру, жалование руководителя администрации главы республики составляет 76,4 тысячи рублей - это оклад в 11,7 тысячи и поощрение в размере пяти с половиной окладов (в год - 916,8 тысячи). Руководитель аппарата государственного собрания республики получает 72,4 тысячи рублей (в год - 868,8 тысячи, начальники отделов региональной администрации - 35,7 тысячи (в год - 428,8 тысячи).

По словам Павла Кудюкина, эксперта по социальным вопросам, бывшего замминистра труда и занятости населения, Федерация не может вмешиваться в порядок формирования зарплат региональных чиновников, в противном случае будет иметь место нарушение принципа федерализма. Правда, для высокодотационных территорий существует отдельное правило: там размер довольствия региональных чиновников не должен превышать зарплаты их коллег из федеральных ведомств. Но это правило далеко не всегда соблюдается.

"С моей точки зрения, совершенно неправильно, когда лица, работающие на должностях одного уровня, получают денежное содержание разного объема, тем более, если отличие - в разы. Я понимаю, что суммы могут быть разными из-за стажа и особых условий труда, но это не должно давать кратной разницы. И тем не менее разрыв существует", - говорит Кудюкин.

В некоторых регионах разрыв в зарплатах министров составляет до трех миллионов рублей в год

Еще одна проблема - очень большая разница в зарплатах госслужащих высшего и низшего звена. К примеру, первый замминистра образования Свердловской области в прошлом году задекларировал доход почти в 4,2 миллиона рублей, или 350 тысяч в месяц. При этом, по данным Свердловскстата, среднемесячный уровень зарплат по госслужбе в регионе, равен 52,3 тысячи. Разрыв  - 6,7 раза. Формальные требования закона, устанавливающие, что размер окладов руководителей не должен превышать восьмикратного размера средней зарплаты по организации, соблюден. Но, по мнению экспертов, и этот разрыв чрезмерен.

Подготовили: Константин Бахарев, Ирина Белова, Марина Бровкина, Александр Гавриленко, Алена Ларина, Нина Рузанова, Роман Мерзляков, Евгений Петров, Наталья Саванкова, Надежда Толстоухова, Элина Труханова.

Мнение экспертов

В кассу через грейд

"Есть узкое место всех систем оплаты труда в России: у нас 10 процентов работников с самой высокой зарплатой получают в 14 раз больше, чем 10 процентов работников с самой низкой. Это несправедливо, ведь, как известно из социологии и экономики труда, чрезмерная дифференциация оплаты снижает эффективность труда", - напоминает Павел Кудюкин.

Еще один актуальный вопрос - стоит ли пытаться приравнять зарплаты чиновников в разных регионах? Нормально ли, когда уже упомянутый министр здравоохранения Новосибирской области получает в год 7,6 миллиона рублей, а его коллега в Свердловской - 1,7 миллиона? Слепо пытаться приравнять зарплаты не стоит, всегда нужно отталкиваться от экономических реалий конкретного региона, пояснил "РГ" Руслан Долженко, доктор экономических наук, завкафедрой экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета.

"Уравнивать зарплаты чиновников в Москве и Барнауле без учета рыночных факторов бессмысленно: уровень оплаты труда специалистов сильно зависит от территории. Самый оптимальный вариант - отталкиваясь от средней зарплаты на местах, определить "вилку" в зависимости от служебной нагрузки, уровня ответственности и личного вклада сотрудника в дело", - предлагает Долженко.

Коммерческие компании давно пошли по этому пути. Бизнес использует систему грейдов, которая обязательно предусматривает максимум и минимум зарплаты для занимающего определенную должность. Тот же подход следовало бы использовать при формировании зарплат чиновников, считает Долженко.

В таком случае можно было бы говорить о справедливости. Сегодня, к сожалению, рыночные подходы в госсекторе почти не используются, говорит эксперт.