За реставрацию двух кратиров, которые сейчас входят в экспозицию ювелирного искусства Древней Руси в Грановитой палате Московского Кремля, ученые из Государственного Эрмитажа взялись в 2013 году по просьбе коллег из Новгородского музея-заповедника.
Тогда же было установлено, что сосуд Братилы (предполагалось, что два сосуда были созданы для новгородского Софийского кафедрального собора на рубеже XI-XII веков местными мастерами Костой-Константином и Братилой-Флором) изготавливался не методом чеканки, как считалось ранее, а методом литья.
Как сообщили в пресс-службе Новгородского государственного музея-заповедника со ссылкой на заведующего лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа Игоря Малкиеля, есть предположение, что изначально это были не кратиры, а лампы для масла, которые позднее превратили в священные кратиры.
- Аналогичные византийские сосуды VI века хранятся в Вашингтоне, - пояснили в музее позицию эксперта. - Они сделаны по такому же принципу, что и новгородские, и тоже, вероятнее всего, служили лампами.
В распоряжении ученых есть видеоэндоскоп высокого разрешения, который используется для сканирования внутренней поверхности сосудов, а рентгенофлуоресцентный анализатор позволяет узнать состав металла и помогает уточнить датировку создания предметов.
Однако еще более точные результаты может дать компьютерная томография. Как сообщил "Интерфакс", в ходе VIII научно-практической конференции "Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация", которая сейчас проходит в Великом Новгороде, Игорь Малкиель предложил провести такое исследование. Однако кто именно и когда будет производить томографию, пока не уточняется.