Малоизвестный финал "Хованщины" представили в Ростове-на-Дону

Ростовский музыкальный театр представил премьеру оперы "Хованщина" с оригинальным финалом Игоря Стравинского, который пришлось восстанавливать по отдельным партиям.

Как известно, Мусоргский "Хованщину" дописать не успел. Сегодня существует множество прочтений и трактовок ее финала. Самый известный принадлежит Римскому-Корсакову, который взялся за эту работу сразу после смерти Мусоргского, дав тем самым опере сценическую жизнь. Еще один вариант, тоже имеющий статус классического, написал в 1950-е годы Дмитрий Шостакович. Но была и не столь известная оркестровка Игоря Стравинского, который сделал ее по заказу Дягилева для "Русских сезонов" в 1913 году. Против нового прочтения выступил Федор Шаляпин, певший партию Досифея. В прессе разгорелись жаркие споры по поводу постановки. В итоге "Хованщина" с финалом Стравинского никогда не видела сцены после премьерной сессии 1913 года...

Ростовский музыкальный театр решил обратиться к финалу Стравинского, прекрасно понимая, что это будет нелегко: оригинальная партитура была утеряна, найти ее документальные следы представлялось почти невозможным.

- Мы пошли на эксперимент, - рассказал режиссер-постановщик Павел Сорокин. - За помощью обратились к Ярославу Тимофееву, который занимался сбором информации, искал рукописные фрагменты и черновики Игоря Стравинского в музеях Парижа, Санкт-Петербурга, Базеля и других городов. В результате у нас получился аутентичный финал Стравинского, который не исполнялся еще никогда... "Хованщина" удивительна не только перипетиями своей сценической судьбы. Сама ее партитура так сложна, что за нее берутся преимущественно только столичные коллективы.

- Для того чтобы театр решился на осмысление этой партитуры, нужны мощные творческие ресурсы, - сказал дирижер-постановщик спектакля Андрей Иванов. - Вокальные партии настолько глубоки и многогранны, что нам пришлось работать над ними каждый день практически год.

В "Хованщине" нет точных исторических событий. Петру I, например, в описываемые времена стрелецкого бунта было всего 10 лет, а в опере это уже мощная политическая фигура. В Ростовском театре не стремились к сугубой исторической точности, как не стремился к ней и сам Мусоргский.

- Это не музейные факты с поучениями, а, прежде всего, повесть о людях, - добавил Павел Сорокин. - Мусоргский пишет оперу о времени, которое давно минуло. Партитура доходит до нас, мы начинаем расшифровывать этот манускрипт... Получается симбиоз очень большого количества временных пластов. Историческая опера - это сложнейшее переплетение времен, и в этом вся ее прелесть. Финал написан в форме старообрядческого распева. И заканчиваем мы возникновением нового мира: в самом конце нашей постановки на фоне этой молитвы из-за сгоревшей Москвы будет расти совершенно новый город - Петербург...

В июле 2019 года коллектив представит оперу на Исторической сцене Большого театра в Москве, в рамках юбилейных гастролей.