Такое предложение содержится в отчете Аналитического центра при правительстве РФ о первых результатах применения чек-листов в плановых проверках. Анализ затронул 50 проверочных листов по 13 видам контрольно-надзорной деятельности всех восьми федеральных ведомств, которые их применяют, включая Роструд, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Росздравнадзор.
С этого года чек-листы в обязательном порядке используются при плановых проверках по большинству видов надзора. На его вопросы возможны только два варианта ответа - "да" или "нет". Это один из ключевых инструментов реформы контрольно-надзорной деятельности, его цель - закрепить исчерпывающий, заранее известный и понятный бизнесу набор проверяемых требований.
Однако контролеры ряда ведомств по-прежнему задают бизнесу вопросы, не предусмотренные проверочными листами, показал анализ материалов проверок. Кроме того, о готовности выйти за рамки чек-листов заявили более половины (63 процента) опрошенных респондентов от контрольно-надзорных органов. В АЦ полагают, что такая практика приведет к оспариванию результатов проверок бизнесом.
В минэкономразвития не прокомментировали само предложение АЦ, но подчеркнули, что проведение проверки с выходом за рамки вопросов проверочного листа является нарушением законодательства.
Этот вопрос должен быть урегулирован в законе о контроле и надзоре (он ожидает второго чтения в Госдуме), считает президент "ОПОРЫ России" Александр Калинин. Также он отмечает, что контрольно-надзорные ведомства явно перегрузили чек-листы избыточным количеством вопросов. "Там оказалось все, что только возможно", говорит Калинин. К этому он добавляет, что органы контроля и надзора часто подменяют проверки административными расследованиями и по их итогам накладывают штрафы. "Фактически происходит выхолащивание сути реформы, при этом 1 января оканчивается мораторий на плановые проверки малого бизнеса, их количество вырастет", - предупреждает Калинин.
Специальный общественно-деловой совет, сопровождающий реформу контроля и надзора, считает, что ведомства необоснованно включают в чек-листы "максимально полное количество требований, последующая обязательная проверка которых влечет резкое увеличение фактической нагрузки на бизнес". Вопросы в чек-листах должны согласовываться этим советом и проектным комитетом, однако, как выяснил АЦ, затем содержание документов подвергается переработке в среднем на 80 процентов. Отдельно упомянут проверочный лист Ростехнадзора, где в одобренном проектным комитетом варианте было 150 вопросов, а в утвержденном минюстом их стало 444, включая подвопросы.
Из отчета АЦ следует, что чек-листы пока принципиально не изменили характер плановых проверок. "В большинстве случаев в актах проверки не содержатся ссылки на конкретные пункты вопросов проверочного листа, которые позволили выявить нарушения, то есть чек-лист не используется как работающий вспомогательный инструмент, - говорится в докладе АЦ. - В результате в материалах проверок встречаются несоответствия выявленных нарушений в проверочном листе и нарушений, зафиксированных в актах проверки".
В то же время почти три четверти опрошенных инспекторов считают, что чек-листы в той или иной мере полезны, хотя и отмечают, что они усложняют им работу. Более двух третей "подконтрольных субъектов" считают, что плановые проверки стали проще и понятнее. Почти столько же "подконтрольных субъектов" (75 процентов) придерживаются мнения, что проверочные листы содержат избыточные, дублирующие друг друга, устаревшие или отсутствующие в законодательстве требования. Многие опрошенные как со стороны бизнеса, так и со стороны инспекторского состава указали в форме свободного ответа на необходимость перевода проверочных листов в электронный вид.