Господин Дустар, вы приехали в Москву в связи с запуском на калужском предприятии Novo Nordisk производства инсулинов, причем производства полного цикла. Насколько я знаю, речь еще идет и о том, что вы будете делать современные шприц-ручки для введения лекарства. Что значит это событие для компании?
Майк Дустар: Решение локализовать производство в России мы приняли по многим причинам. Во-первых, мы работаем в стране, для которой, к сожалению, диабет представляет большую проблему. В России около 10 миллионов людей страдают от этого заболевания, и половина из них даже не знает об этом. Развивая бизнес в странах, страдающих от бремени диабета, мы всегда обозначаем нашу готовность работать здесь долго. Безусловно, локализация производства - лучшее свидетельство такой готовности.
Вторая причина: намерения и обязательства нашей компании в отношении поддержки российских пациентов четко совпали с тем, чего ожидало от мультинациональных компаний российское правительство. Это прежде всего интерес к прямым иностранным инвестициям, в ответ на которые государство предоставляет определенные льготы, что было отражено в программе "Фарма-2020". Поэтому с конкурентной точки зрения для нас было важно воспользоваться этой возможностью.
Я рад отметить, что, когда мы принимаем решения относительно развития производства в России, ключевые российские министерства и правительство в целом взаимодействуют с нами абсолютно открыто. К слову, в таком же ключе информационной прозрачности мы общаемся и с правительством Калужской области. И это во многом облегчает нашу работу.
Именно поэтому вы выбрали Калугу?
Майк Дустар: Многие другие компании, в том числе из других отраслей, тоже пришли в Калужскую область. Думаю, это не случайно. В церемонии запуска полного цикла в эти дни участвовали все наши партнеры, включая губернатора. Знаете, я во многих странах участвовал в подобных проектах. Подписываешь контракт, начинаешь строительство, а потом уже никто тобой особенно и не интересуется. В России же мы получили опыт тесного постоянного взаимодействия и с губернатором, и с его командой. Для меня это, наверное, один из самых важных моментов, помогающих эффективно работать в вашей стране.
О каком объеме инвестиций вы говорите?
Майк Дустар: На данный момент наши вложения уже превысили 8 млрд рублей. При этом главная отличительная особенность производства в Калуге - это, как вы уже отметили, производство инсулиновых препаратов по полному циклу, а также сборка удобных устройств для введения инсулина.
Вы производите в Калуге инсулиновые аналоги - это лекарства нового поколения. Кроме того, шприц-ручка, которая помогает легко вводить препарат, - тоже довольно сложное устройство. Каков объем производства, закроет ли он потребности в России, и, может быть, вы планируете экспортировать продукцию?
Майк Дустар: Я рад, что вы задали этот вопрос. Знаете, нередко, когда компании размещают производство в новой стране, они переносят туда выпуск прежней линейки продукции, которая присутствует на рынке уже много лет. Начинать производство препарата нового поколения с нуля - это всегда большой риск.
В нашем случае мы решили инвестировать в производство в России современных инсулиновых препаратов, не имеющих аналогов в стране. И теперь наш завод в Калуге производит три наиболее продаваемых бренда.
Более того, мы планируем в дальнейшем расширить производство, включив в него и инсулины следующего, четвертого поколения. Наконец, если говорить о мультидозовых одноразовых шприц-ручках, которые теперь будут собираться в Калуге, то на сегодняшний день это наиболее современное устройство для введения инсулина, которым пользуются миллионы пациентов. Мощность, которой мы располагаем на российской площадке, позволяет полностью покрыть потребность в современных инсулинах на российском рынке. Поэтому, хотя вопрос экспорта и не исключается, первая наша задача сводится к тому, чтобы каждый пациент мог гарантированно получить качественный препарат в нужном количестве. Мы строили этот завод прежде всего для россиян.
Но чтобы спрос был, нужно, чтобы врачи были в курсе последних достижений в фармакологии. У нас, к сожалению, некоторые эндокринологи вообще не считают нужным назначать инсулин пациентам с диабетом второго типа. А многие больные просто боятся колоть инсулин… Есть ли у вашей компании какие-то образовательные программы?
Майк Дустар: Конечно, есть, мы формируем такие программы постоянно. Кстати, проблема, о которой вы говорите, - из ряда общемировых. К сожалению, в мире 425 миллионов людей больны диабетом, и больше, чем 250 миллионов из них не осознают, что их страдания, другие заболевания, часто тяжелые, связаны именно с диабетом. И даже из тех, кто знает об этом, только половина получает адекватное лечение.
Novo Nordisk - компания-лидер в области лечения диабета, однако, если говорить об объемах производимых нами лекарств, мы охватываем только 28 млн человек из 425 млн больных в мире.
Надо постоянно убеждать людей, что, если диабет оставить без внимания, он в итоге может привести к смерти с большей вероятностью, чем, например, ВИЧ или туберкулез. Это не голые слова, это статистика.
К сожалению, диабет наступает и, по прогнозам, будет наступать дальше. Поэтому, конечно, одно из важных направлений деятельности нашей компании - это постоянная информационная работа. Ну, собственно, для этого мы сегодня с вами и говорим, чтобы быть услышанными.
Редакция "Российской газеты" благодарит компанию Novo Nordisk за организацию интервью с Майком Дустаром.