- Современная российская школа - она очень-очень разная. И поэтому говорить об уровне школьного образования в целом по стране - это все равно что измерять среднюю температуру по больнице.
Если мы возьмем московские или питерские школы, то увидим, что качество образования в них находится на довольно высоком уровне. Так же, как и материально-техническое обеспечение этих школ. Но Россия не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом. В глубинке дела обстоят куда как хуже. Представьте себе, что в классе учится 40-50 человек. Не хватает учителей, не хватает помещений. О каком качестве образования в подобных условиях может идти речь? При таком количестве учеников преподаватель просто не в состоянии уделить внимание каждому, до каждого донести изучаемый материал.
Кроме того, очень высоко у нас социальное расслоение среди педагогов, что тоже оказывает определенное влияние на качество школьного образования. Если в советское время зарплата у учителей везде была практически одинаковая, разнилась максимум на 15-20 рублей, то сегодня учитель в провинции может получать 15 тысяч, а в Москве в пять раз больше. И сколько бы мы ни твердили о том, что учитель - это не профессия, а призвание, что заниматься обучением детей должны люди, искренне болеющие за свое дело, а не стремящиеся к наживе, кушать хочется всем. Учитель - не человек, что ли? У него нет семьи, которую нужно содержать? Ему не приходят счета за коммунальные услуги, которые нужно оплачивать? Честно скажу, я понимаю тех учителей, которые не стремятся за копейки выкладываться по полной. Стимула у них нет. От этого, естественно, снижается и уровень образования. Я понимаю людей, закончивших педвузы и ушедших работать куда-нибудь в торговлю, поскольку там платят больше. Надо увеличивать расходы на образование. По доле государственных расходов на образование Россия сейчас существенно отстает от большинства развитых да и даже некоторых развивающихся стран.
И надо поднимать престиж профессии учителя. В 90-е годы он сильно упал. Тогда в педвузы шли в основном только те молодые люди, которые не смогли поступить больше никуда. Поскольку конкурс в педагогические институты был гораздо ниже. И вот сейчас то поколение преподавателей работает в наших школах. Многие из них недостаточно квалифицированы, потому что изначально не имели никакого желания заниматься педагогикой и, соответственно, получать необходимые для этого знания и навыки.
Еще одна проблема современного образования - нацеленность только на результат, а не на личность. Школе некогда заниматься выявлением и развитием талантливых детей. Успеть бы преподать то, что положено по программе. Образовательные программы у нас очень насыщенные. Я бы даже сказал перенасыщенные. Детям тяжело. Но приходится "поглощать" все эти знания, если хочешь в дальнейшем пойти в вуз. Сейчас чуть ли не с первого класса детей нацеливают лишь на одно - поступление в институт. И родители, и школа. Для школы очень важно, сколько ее выпускников поступит в вузы и в какие именно, потому что это отражается на ее рейтинге. А на раскрытие талантов времени уже не остается. Родителям самим приходится заниматься этим вопросом. Если есть деньги, конечно. При Союзе в школах существовали различные кружки: авиамоделирование, конструирование, шахматы, шашки, спортивные секции, изостудии. И, главное, все они были абсолютно бесплатными. Нынче все только за деньги. Ну или почти все. В сфере дополнительного образования бюджетных услуг крайне мало. Вот и получается, что образованным, талантливым и успешным в конечном итоге у нас оказывается, как правило, лишь тот, кому повезло родиться в более-менее обеспеченной семье.
Но я оптимист по натуре. И надеюсь, что со временем ситуация изменится к лучшему. Я уверен, сильные мира сего понимают, что в детях - наше будущее. И надо вкладывать в него сегодня, чтобы потом не остаться "у разбитого корыта".