"Лицензия необходима для начала образовательной деятельности, она бессрочная, выдается один раз, и потом соблюдение требований никак и никем не проверяется", - напомнила Голикова.
По словам вице-премьера, прежде чем говорить об изменениях, надо понять, что такое качество и критерии подготовки учащихся.
"В части 9 статьи 93 закона "Об образовании" говорится: контролирующий орган может приостановить аккредитацию полностью или по отдельным уровням образования, если выявлено несоответствие качества подготовки студентов, - отметила она. - Но где эти критерии качества и те люди, которые способны их оценить?"
Министр образованиях науки Михаил Котюков поддерживает идею нового подхода к процедуре аккредитации вузов.
"Нужно уходить от архаичных инструментов контроля, - подчеркнул он во время своего выступления в НИУ ВШЭ. - Любой вуз - генератор цифровых данных и показателей, надо настраивать перманентный мониторинг качества программ, используя именно эти данные".
Ректоры отметили, что в нынешней системе много несоответствия. Так, вуз имеет право подать заявку на получение и госаккредитации, и лицензии одновременно, то есть буквально сразу после набора первого курса. Но как в таком случае эксперты будут оценивать качество подготовки? Сверяя распечатки образовательных программ с ФГОС? Это профанация, считают руководители вузов.
"Кроме того, университеты, которым присвоены статусы исследовательских, объективно не могут работать по ФГОСам, у них есть право на собственный образовательный стандарт, который может отличаться от государственного, - подчеркнул в свою очередь ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. - Госаккредитация проверяет только соответствие госстандартам. Как быть?"
Участники встречи пришли к предварительному решению: разделить госаккредитацию на три уровня. В проекте решения, который вскоре получат в Правительстве РФ, Минобрнауки и Рособрнадзоре говорится, что при выдаче лицензии каждой образовательной программе будет даваться начальный (базовый) уровень аккредитации. Его можно будет повысить до продвинутого, пройдя независимую оценку образовательных результатов студентов на втором или третьем курсе.
Высшим уровнем станет аккредитация всего вуза по определенному направлению подготовки. Для этого необходимо вести глобальные исследования, участвовать в международных рейтингах по соответствующим направлению предметам или входить в топ-500 лучших вузов мира.
Между тем
С 2020 года в проекте "5-100" появятся новые вузы, сообщил на собрании ассоциации "Глобальные университеты" ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Сейчас в нем 21 ведущий университет. Цель этого проекта по поддержке крупнейших российских вузов - повысить престижность российского высшего образования и вывести не менее пяти университетов из числа участников проекта в топ-100 авторитетных мировых рейтингов. Расширять проект необходимо, чтобы российские вузы смогли войти в глобальные предметные рейтинги по тем направлениям научно-технологического развития, где Россия до сих пор не представлена. В первую очередь, сельское хозяйство, транспорт, биотехнологии, клиническая медицина, урбанистика и коммуникации.