09.10.2018 10:30
    Поделиться

    Как на Дону удалось наладить сбыт органических продуктов в супермаркеты

    Рынок экологических продуктов в последние годы набирает обороты. На юге России уже сформировался определенный круг предпринимателей, которые хотят и могут производить органическую продукцию. Открываются и магазины, продвигающие такой товар. Но достаточно ли покупателей, которые готовы пользоваться услугами экоферм?

    В чистом поле

    Жители донского хутора Федоровка в Неклиновском районе Щепетевы основали семейное предприятие еще в 1997 году. Стали выращивать зерновые, крупяные и бобовые культуры, а в 2010 году часть земель (400 гектаров) перевели на экологическое хозяйствование и стали первым биохутором в Ростовской области.

    - Развивать экологическое земледелие нас побудило желание кормить свою семью и страну в целом качественными и безопасными продуктами. Сейчас мы выращиваем полбу, рожь, голозерный овес и чечевицу. Всего в ассортименте 13 экологических культур, из которых производим свыше 50 наименований готовой продукции: крупы, хлопья, зерно, бобовые, хлеб из пророщенного зерна, сухарики, яйца, - рассказывает Михаил Щепетев, главный агроном компании "Биохутор Петровский".

    Дед Михаила в прошлом зампредседателя колхоза, инженер-конструктор по профессии, отец тоже инженер. Когда сыну пришла пора определяться с профессией, на семейном совете решили, что он будет учиться на агронома. Михаил окончил ДонГАУ и защитил кандидатскую диссертацию по минеральному питанию растений.

    - А теперь вот переквалифицировался, создав уникальную технологию выращивания растений без применения химикатов, - говорит Щепетов. - Разработали систему биологической защиты растений. В них нет агрохимии и пестицидов, и благодаря этому экологическая продукция сохраняет насыщенный натуральный вкус и запах. В ней вся польза зерна, заложенная природой. Конечно, урожайность при этом не такая высокая, как при традиционном способе. Биохутор изначально задумывался как предприятие замкнутого цикла: выращивание зерновых, их дальнейшая переработка, упаковка и доставка до прилавка. С 2015 года мы стали изготавливать из собственного сырья крупы, цельнозерновую муку и хлопья. Освоили производство биохлеба из пророщенного зерна ржи, полбы и спельты, также без добавления каких-либо химических веществ, но с содержанием фруктов, семян подсолнечника и полезных трав.

    Хлеб пошел без билета

    Продукция биохутора реализуется сейчас практически по всей стране как в специализированных ЗОЖ-магазинах, так и сетевых гипермаркетах. А вот зерновой хлеб без муки и дрожжей поставляет на юг России и в Москву.

    Чтобы продукты попали на полки супермаркетов, потребовалось больше года. Много времени ушло на оформление документов, необходимых сертификатов, согласование сроков и объемов поставок. Масса требований была к упаковке: ее внешнему виду и информации о составе товара.

    По словам Михаила, в некоторых вопросах сетевики шли на уступки, и немалые. В частности, биохутор не платил за "входной билет".

    - Крупному ретейлу также интересно развивать сегмент экологических продуктов питания. Спрос на них уже есть, а вот производителей еще мало. Поэтому торговые сети в нас заинтересованы. Совсем недавно мы создали свою птицеферму и стали поставлять в супермаркеты куриные яйца. Что касается объемов поставок, то здесь жестких требований нет: сколько курочки снесли - столько мы и доставили в магазин. С качеством строже. Но у нас же куры живут, можно сказать, по программе "счастливая птица": обитают не в тесном курятнике, а в просторных помещениях, где нет ни электрического обогрева, ни досветки. Кормим экологическими кормами, полученными от переработки зерновых, при этом никаких антибиотиков, стимуляторов роста и консервантов, - добавляет фермер.

    Малиновый звон

    Для двух молодых семей из Ростова любовь к природе и походам по заповедным местам неожиданно вылилась в общий проект - производство натурального варенья. Сейчас это не основной источник дохода, скорее хобби, но коммерческий успех уже есть.

    - С нашими партнерами по бизнесу Александром и Мариной Стодольскими мы познакомились в горах Архыза. Разговорились о природном земледелии, о технологиях, позволяющих заниматься садоводством и растениеводством без использования химикатов. В результате появилась идея создать на участке земли площадью 4,5 гектара собственную экоферму, - рассказывает один из основателей бизнеса Александр Сыпченко.

    Экоферма, где ребята выращивают фрукты и ягоды, расположена на границе Ростовской области и Краснодарского края.

    - Одно из основных условий хорошего урожая экологически чистых фруктов и ягод - возделывание земли по законам природы, а не так, как нам советуют транснациональные корпорации, производящие агрохимикаты, - говорит Александр Стодольский. - Зачерпните рукой горсть земли, и вы сразу поймете, какого она качества. Если не спрессованная, как камень, значит, за ней ухаживали правильно, не пичкали химикатами. Чтобы летом земля не страдала от жары, ее надо укрыть сверху слоем мульчи (например, соломой). Тогда даже без полива земля под сеном остается влажной в жаркую погоду.

    Себестоимость органической продукции ниже, чем ее "химические" аналоги, но урожайность меньше. А вот качество, безусловно, выше. Имея урожайность на 20 - 25 процентов ниже по сравнению с химическими методами, рентабельность органического земледелия повышается на 200 - 300 процентов за счет снижения прямых производственных затрат.

    С ранней весны начинающие земледельцы выезжали на экоферму в четыре утра и трудились там несколько часов, чтобы к 10 уже быть на своей основной работе. Наемных работников начинающие садоводы пока не привлекают, справляются своими силами. Урожай - 70 килограммов фруктов или ягод одного вида собирают тоже сами. Варенье начинающие бизнес-вумен Ольга Сыпченко и Марина Стодольская варят вручную - обязательно в огромном медном тазе, помешивая серебряной ложкой.

    Сейчас объем производства экофермеров - пять тысяч банок варенья в год. В среднем стоимость одной банки - 250 - 300 рублей. В ассортименте больше 20 видов продукции. Для ее производства в основном используются традиционные для донского региона фрукты и ягоды - малина, абрикос, слива, но предприниматели стараются баловать своих покупателей и эксклюзивными новинками. Например, добавляют специи, которые привозят из дальних странствий.

    - Наши баночки на 100 процентов заполнены ягодами, а фруктовый сок, оставшийся от варки варенья, мы используем для приготовления мармелада. Основной рынок сбыта - интернет-магазин. Также наша продукция представлена в чайных и вегетарианских магазинах, в лавках, торгующих сладостями, - отметила Ольга Сыпченко.

    Натуральные продукты постепенно завоевывают сердца покупателей, но, как отмечают экофермеры, сейчас делать ставку только на этот сегмент еще рано. Производство экологически чистых овощей и фруктов скорее дополнительный доход, задел на будущее. Зарождающийся спрос на органическую продукцию еще не может обеспечить постоянный доход производителям. Так, в донской столице уже закрылось несколько онлайн-магазинов полезных продуктов: бизнес оказался нерентабельным.

    Производители признаются, что стараются формировать цену на свой товар так, чтобы их собственная прибыль не превышала десяти процентов. Но покупатели все равно спрашивают: почему так дорого?

    Комментарий

    Александр Коновалов, глава международного объединения "Экокластер", член Союза органического земледелия:

    - Было бы гораздо комфортнее покупать экологически безопасные и полезные продукты в обычном супермаркете, где можно убедиться, что фермерский продукт свежий, потрогать его и понюхать, попробовать. Однако крупные ретейл-сети не спешат связываться с натуральными продуктами, ведь они имеют ограниченный срок хранения и требуют особой логистики и транспортировки, что отнимает время и деньги. Так что продвижение натуральных фермерских продуктов в сети - тяжелое и низкорентабельное дело, поэтому в супермаркетах органическую продукцию хорошего качества сегодня найти сложно. Впрочем, сети чувствуют тренд на здоровое питание. Если же такие продукты поступают через интернет-магазины, то покупатель должен видеть все сертификаты на них, точно знать, где находится хозяйство, где можно получить рекомендации и может ли он лично посетить такое хозяйство. Я думаю, что в выигрыше будут те, кто сделает ставку на натуральный фермерский продукт среднего ценового сегмента, но с раскрученным брендом и заслуженной репутацией среди покупателей и экспертов.

    Поделиться