Ольга Петровна, какие изменения внесены в законодательство?
Ольга Первашова: Изначально в законе о деятельности СЭЗ был несколько размыт порядок предоставления льгот, в результате у нас возникало недопонимание с плательщиками. Мы считали, что если в СЭЗ зарегистрирован проект модернизации одного магазина, а у инвестора их 15, то льготы он должен получать только на один. Некоторые резиденты считали иначе: один объект модернизировали, а льготы получали на все 15, поскольку в законе была формулировка не "инвестиционный проект" в рамках СЭЗ, а "деятельность". Теперь эту норму уточнили, то есть если проект в СЭЗ включает один магазин, то и льготы инвестор получит только на него.
- Если инвестор заявил в СЭЗ, например, проект реконструкции одного из цехов, который не выдает готовую продукцию, а является частью производственной цепочки. Как он будет вести раздельный учет?
Ольга Первашова: Инвестпроект не заключается в каком-то производственном цикле. Если, например, в нем речь идет о реконструкции одного цеха из пяти действующих, то какое отношение он имеет к производственному циклу предприятия? Посредственное. Но мы в принципе не возражаем, чтобы инвестор применял пониженную ставку налога на прибыль к одной пятой полученного дохода. Мы против того, чтобы льготная ставка применялась в отношении всей прибыли. Какое отношение к инвестпроекту модернизации, например, пивоваренного производства (покупка установки для разлива пива) имеет изготовление им газированных напитков? Никакого. Соответственно, льготной ставкой будет облагаться прибыль, полученная от реализации пива, а не от реализации лимонада. Если у предприятия товар одного вида, то мы готовы в каждом конкретном случае работать с налогоплательщиком и даже принять вариант, который он для себя изберет.
Как будет обеспечиваться налоговый учет предприятий с единым производственным циклом, к примеру, в строительстве?
Ольга Первашова: В каждом конкретном случае раздельный учет будет специфическим, не существует методичек, в которых прописаны все случаи: какую сферу деятельности ни возьми, у каждой свои особенности. Свои производственные циклы и у аграриев, и у строителей. С последними просто: в процессе строительства объекта у них существуют только расходы, соответственно, нет никаких льгот. Они появляются, когда недвижимость построена, введена в эксплуатацию и продана. Но льгота будет только на дом, возведение которого велось в рамках СЭЗ, все остальные объекты станут облагать налогами на общих основаниях.
Сможет ли инвестор получить льготы при производстве бетона на своем заводе для строительства здания?
Ольга Первашова: В этом случае у завода не будет конечной продукции (бетона), которая подлежит налогообложению. То есть льготный налог на прибыль бизнесмен не получит, так как весь бетон будет израсходован в процессе строительства дома, а не пойдет на продажу.
Порядок взимания взносов в страховые фонды тоже претерпел изменения?
Ольга Первашова: Ранее в законе говорилось, что участник СЭЗ имеет право на льготы при уплате страховых взносов с дохода работников, занятых указанными видами деятельности. Теперь льготная ставка социальных платежей будет применяться только в отношении зарплаты сотрудников, принимающих участие в реализации именно инвестпроекта СЭЗ. Штатное расписание для его реализации согласовывается с министерством экономики Крыма при утверждении инвестпроекта, и в отношении этих работников будет применяться льгота. Это необходимая мера, потому что мы неоднократно сталкивались с тем, что инвестор капвложения не делает, а льготы на соцвыплаты получает, причем на всех сотрудников предприятия. Экономит благодаря этому определенную сумму и только через пару лет начинает инвестировать, а то и вовсе закрывает производство. Теперь при ликвидации предприятия он должен будет вернуть все полученные в виде льгот деньги.
Какого количества резидентов коснутся нововведения?
Ольга Первашова: Большая часть добросовестных резидентов СЭЗ сразу правильно применяли льготы. И для них ничего не изменится. А те, кто считал, что СЭЗ - это лазейка для получения преференций, уже не смогут этим пользоваться. Они не только не вели раздельный учет, а в принципе не делали никаких капвложений. И таких, к сожалению, около 15 - 20 процентов. Благодаря точным формулировкам мы сможем обеспечивать права налогоплательщиков и требовать от них исполнения обязанностей. При этом хочется, чтобы нас правильно поняли: мы не враги реальным производителям. Но такие в СЭЗ далеко не все. Более того, около трети резидентов считали, что льготы у них должны быть на все, только потому что они резиденты, с реализацией проекта же можно подождать. То есть права имеют, а обязанности - как получится. Мы понимаем, что бывают объективные причины, когда начало проекта откладывается, например, из-за сложностей с оформлением земли или техприсоединения к сетям. В этом случае не нужно уходить из СЭЗ, но и льготы не стоит запрашивать.
Резиденты обвиняют налоговую службу в том, что она поменяла правила в процессе работы.
Ольга Первашова: Все условия работы в СЭЗ остались прежними: нужно в соответствии с договором о работе в СЭЗ, который был заключен с министерством экономики РК, выполнять все обязательства по капвложениям и обеспечивать раздельный налоговый учет этого инвестпроекта и общей деятельности. Идет нормальный процесс конкретизации понятий, закрытия брешей в законе. Мы видели их еще с 2015 года и говорили об этом в региональном минэкономики. Но у ФНС и министерства немного разные задачи: у последнего приоритетная задача привлечь в СЭЗ как можно больше участников, для нас - стоять на страже бюджета. В 2016 году бюджет недополучил из-за предоставленных льгот два миллиарда рублей, в 2017-м - семь миллиардов, прогноз на нынешний год - 10 миллиардов. Все ожидали, что преференции по одним налогам дадут рост поступлений по другим. Но произошло это в 2017 году только по НДФЛ, и всего на один миллиард рублей - его обеспечили лишь 20 процентов из почти 1300 резидентов. Это крупные проекты, реализуемые по ФЦП. У остальных инвесторов либо нет роста по налогам, либо идет снижение НДФЛ. То есть для них СЭЗ стала законодательно разрешенной лазейкой для экономии на налогах.
По остальным налогам роста вообще нет?
Ольга Первашова: У единичных плательщиков фиксировали рост отчислений НДС. Но не из-за наращивания производства, а из-за увеличения цены на конечную продукцию. Со следующего года рост будет обеспечен повышением ставки. СЭЗ работает три года, в течение которых предполагались основные инвестиции. Но в ней очень много резидентов, чья деятельность вообще не предусматривает крупных вложений: это сфера услуг, мелкой торговли и ломбарды. Зачем они в СЭЗ? Ну приобрело торговое предприятие один раз оборудование, а льготы будет получать 25 лет. В чем здесь выгода для Крыма?
Примерно четверть резидентов СЭЗ - это субъекты малого предпринимательства, которые уже работают с применением специального налогового режима. Примерно четверть резидентов вообще пока не ведет никакую деятельность. И всего 3 - 5 процентов инвестпроектов имеют заявленную сумму капвложений около 100 миллионов рублей, остальные - около трех миллионов рублей. Инвестиции получаются минимальные, а потери бюджета в виде недополученных налогов - огромные. При этом определенную сумму поступлений в бюджет нужно обеспечивать. Пока в нем расходная часть благополучно растет, а доходная сокращается. Разрыв мы вынуждены закрывать за счет поступлений от нерезидентов СЭЗ. Это несправедливо, что на них ложится дополнительное налоговое бремя из-за преференций участникам СЭЗ. Правила должны быть одинаковы для всех. Поэтому мы рады изменениям законодательной базы и надеемся, что налогоплательщики отбросят эмоции и увидят в них справедливость.