Анна Юрьевна, как к вам поступает информация о фальсификате?
Анна Попова: Пути поступления информации самые разные. И люди приносят, и сами выходим с проверками. Мы ведь проверяем не только торговые точки, но и общепит, и образовательные, и медицинские, и социальные учреждения, которые занимаются организацией питания населения. И это особо чувствительный сегмент. Ведь в любых кафе, ресторанах, больничных или школьных столовых люди получают еду без упаковки. Оценить ее качество они могут только на вкус. Однако определить несоответствие заявленного состава продукта фактическому можно только в лаборатории. Поэтому мы отправляем образцы на исследования. Фальсификат в общепите - явление нередкое. Фальсификат часто обнаруживается в тех магазинах, которые берут небольшие партии у производителей, как говорится, с колес. Производители, минуя оптовые распределительные центры, сами поставляют в магазины свою продукцию.
Партии продуктов, в которых выявлен фальсификат, мы сразу же снимаем с реализации. Причем благодаря ГИР ЗПП мы можем оперативно передавать соответствующую информацию во все регионы. Таким образом по всей стране эти товары изымаются из оборота. В то же время, если не найден производитель, приостановить его деятельность до выяснения всех причин невозможно. В этом и состоит расчет фальсификаторов. При низкой себестоимости такие предприятия производят фальсифицированный товар, быстро продают его по цене полноценного продукта, получают сверхприбыль и исчезают.
И как с этим бороться?
Анна Попова: Выявляется фальсифицированный продукт в одной из областей. В течение 24 часов информация об обнаруженном фальсификате передается в тот регион, где, согласно маркировке, находится производитель. Прикладываем результаты всех лабораторных исследований, чтобы можно было сразу же начинать административную проверку на предприятии. Коллеги, получив информацию, выезжают по адресу и обнаруживают, что там расположено жилое здание или офисный центр. Или вообще пустырь. А где конкретно произведен продукт - неизвестно. Это и есть предприятия-фантомы.
В 2015 году мы выявили 64 таких предприятия, в 2016-м их оказалось уже 75, в 2017 году не существующих по обозначенным адресам предприятий оказалось 46, а в этом году уже выявлено 38 таких "невидимок".
Удается полиции выводить "невидимок" из тени?
Анна Попова: Крайне редко, потому что коллеги из силовых структур тоже сталкиваются с проблемой, по какой статье возбуждать уголовное дело. Ну не оказалось предприятия по указанному адресу. В чем тут преступление? Владельцы всегда скажут: мы переехали, извините, не успели перепечатать этикетки.
А зачастую под личиной несуществующих предприятий скрываются довольно крупные производители. Но вот решили они таким образом подзаработать, скажем так, в третью смену. К сожалению, по поводу фальсификата даже существующим предприятиям ничего не предъявишь, потому что такое понятие и ответственность за него отсутствуют в КоАП.
Мы разработали законопроект по введению административной и уголовной ответственности за фальсификацию продуктов питания. Он уже внесен в правительство.
Какая должна быть ответственность за производство фальсифицированных продуктов?
Анна Попова: Прежде всего в КоАП появится само понятие фальсификата. Что это продукция, произведенная с подменой ингредиентов. Мы предлагаем помимо введения крупных штрафов ввести наказание в виде конфискации сырья и оборудования, на котором производится фальсификат. Эта жесткая мера, по нашему мнению, должна остудить горячие головы недобросовестных предпринимателей.
Еще одно серьезное направление - работа с торговыми сетями. Обучаем сотрудников, отвечающих за качество продукции, тому, как отличить качественный товар от подделки. И сегодня сети уже начали "закрывать" полки своих магазинов от тех производителей и поставщиков, кто попался на поставке фальсификата. Это очень действенная мера - ограничение рынков сбыта.
Еще совсем недавно на прилавках наших магазинов практически не было маргарина - сплошь сливочное масло. А когда мы вместе с торговыми сетями начали указывать производителям, что их товар не соответствует техрегламенту по молочной продукции, у нас появились на полке и маргарин, и спреды, и сырные продукты, и сметанные продукты. Производители честно стали указывать, из чего производят свои товары. И отказать им в этом случае в рынке сбыта продавцы уже не могут. Ну а покупатели уже сами решают - приобретать натуральную сметану или сметанный продукт.
Нарушения ведь бывают не только в продуктах питания?
Анна Попова: Большие проблемы с товарами легкой промышленности. В прошлом году мы проверяли поступившие в продажу одежду и обувь. И из всего объема, выявленного и снятого с реализации, направили в лаборатории всего 8 процентов, потому что на все остальное просто не было должных документов. А это уже чистой воды контрафакт, то есть продукция, которая неизвестно где и кем произведена и незаконно попала в продажу. Такого быть не должно.
Кроме молочных продуктов какие товары часто фальсифицируются?
Анна Попова: О фальсификате можно говорить там, где есть четкие требования к тому, из чего должен быть сделан продукт. Для молочных продуктов состав определен техрегламентом. А вот для мясных - в техрегламенте четкого регулирования состава нет. Поэтому сколько и чего положить в колбасу, из какого сырья она должна быть изготовлена, определяет сам производитель своими техническими условиями.
Соблазн заменить более дорогие ингредиенты более дешевыми существует в самых ходовых группах товаров. И проблема эта не только в России. В США, например, чаще всего фальсифицируют соки. Овощные, более дешевые соки подкрашивают и выдают за фруктовые, которые дороже. Потому что в Америке соки - ходовой товар. В Европе чаще всего оливковое масло подменяют более дешевым растительным. Также подменяют более дорогие сорта рыбы на более дешевые. На вид покупатель не всегда может отличить дорогой деликатес от трески например. В Азии за баранину выдают мясо диких животных. Научились фальсифицировать даже рис: делают его из крахмала и добавляют склеивающие смолы. Так дешевле.
Первое, на что надо обращать внимание, - это упаковка, советует глава Роспотребнадзора. "Если она помятая, надломленная или разгерметизированная, покупать продукт нельзя. На упаковке должны быть указаны условия и температура хранения продукта. Сопоставьте эти условия с реальностью. Если написано, что продукт хранится при температуре -15 градусов, а вы нашли его не в холодильнике, это грубое нарушение. Такой продукт нужно оставить на полке магазина, сделать замечание персоналу и обратиться к нам", - говорит Анна Попова. Также обращайте внимание на объем товара, указанный на упаковке и на ценнике. Если он не совпадает, это опять же повод отказаться от покупки.
"Сегодня у покупателя есть возможность выбора торговых точек и сетей: не понравилось в одном месте, идите в другое. Покупатель всегда голосует рублем. И жесткая конкуренция подстегивает предпринимателей заботиться о качестве продаваемых товаров", - считает она.
На информационном портале доступны различные памятки о том, как не ошибиться в выборе тех или иных товаров или как вернуть потраченные деньги. Сообщается там и обо всех опасных для жизни и здоровья потребителей товарах, выявленных сотрудниками Роспотребнадзора. В "Виртуальной приемной" можно оставить обращение на любую интересующую тему. Например, почему банк затягивает с реструктуризацией кредита. "Мы принимаем жалобы 24 часа в сутки 7 дней в неделю и внимательно их рассматриваем", - отмечает Анна Попова.