10.10.2018 15:26
    Поделиться

    Может ли парк зарабатывать деньги для музея

    Может ли парк зарабатывать деньги для музея?
    Музеи-заповедники "Петергоф", "Царское Село", "Гатчина", "Павловск" в этом году отмечают юбилеи: все эти царские резиденции были перепрофилированы ровно сто лет назад. Именно поэтому руководители всех четырех музеев решили отметить общий юбилей одним событием: театральным.

    Спектакль "Хранить вечно", поставленный главным режиссером БДТ Андреем Могучим в интерьерах Центрального выставочного зала "Манеж", - нечто вроде экскурсии в столетнюю историю восстановления загородных царских резиденций. Спектакль производит сильное впечатление: здесь наглядно показано, как непросто было в ХХ веке, наполненном войнами, революциями, кардинальными реформами, превратить музеи-заповедники в то, что мы имеем сейчас. Многие раритеты и общий облик заповедников удалось сохранить лишь благодаря титаническим усилиям сотрудников музеев. Их общий подвиг - то, что стало главным содержанием спектакля. Но явится ли он тем фактором, что повысит интерес публики к пригородным музеям?

    По словам директора "Петергофа" Елены Кальницкой, посещаемость музея-заповедника составляет сегодня 5,3 миллиона человек в год. Ежегодно она прирастает на 10-15 процентов. Правда, музею никак не удается уйти от сезонности: все-таки в Петергоф посетители едут в основном летом...

    Реставрация музея-заповедника "Гатчина", признается его директор Василий Панкратов, отстала от реставрации аналогичных резиденций лет на пятьдесят и началась только в 1976 году. Были тому разные причины. И хотя посещаемость "Гатчины" на порядок уступает "Петергофу" (здесь бывает около 300 тысяч туристов ежегодно), администрация ГМЗ уверена: у этого музея главный расцвет впереди.

    Зарабатывать на парке можно. Но при этом важно, чтобы он не потерял тот смысл, который вкладывали в него архитекторы и садовые мастера

    Второе место по популярности после "Петергофа" занимает "Царское Село". Здесь ежегодно бывает около 3,5 миллиона туристов. Но и резиденция эта стоит несколько особняком в ряду других загородных музеев-заповедников. В отличие от прочих "царских дач", в "Царское Село" посетители едут не столько погулять по паркам, сколько побывать в Екатерининском дворце, в Пушкинском Лицее. Возможно, именно поэтому сезонность, которая так ощутима в других загородных комплексах, здесь не является проблемой. По словам директора Ольги Таратыновой, сезонность посещений в последнее время начала сглаживаться.

    А вот по мнению директора ГМЗ "Павловск" Веры Дементьевой, в их дворцово-парковом комплексе этой проблемы нет вообще. При этом "Павловск" посещают 1,5 миллиона человек в год. И, в отличие от некоторых других царских резиденций, вход в парк здесь давно уже платный. Возникает резонный вопрос: почему так разнятся показатели посещаемости? И могут ли загородные парки, казалось бы, в силу самого определения являющиеся местом преимущественно летнего посещения, стать всесезонными?

    Руководители всех музеев-заповедников в этом вопросе единодушны: да. Но для того, чтобы это произошло, требуются огромные вложения в реставрацию не только архитектурных, но и природных достопримечательностей.

    Старожилы помнят: еще не так давно в парках Павловска туристы жарили шашлыки, приезжая сюда "на природу". Когда все парки заповедника обнесли надежным забором, восстановили исторические насаждения, провели мелиоративные работы и сделали платный вход, ситуация изменилась кардинально. Самое примечательное: сейчас туристы приезжают в парки Павловска и летом, и зимой. Именно в парки. В том числе - и покататься на лыжах: благо холмистый ландшафт предоставляет для этого роскошные возможности. Но поведение их там, куда были куплены билеты, заметно отличается от поведения людей в "бесплатной зоне". Оправдали себя и вложенные расходы. Сейчас, по словам Веры Дементьевой, доходы от посещения туристами только парка, без дворцового комплекса, составляют порядка 65 процентов. Возможно, происходит это еще и потому, что здесь установлена очень гибкая система цен, удобная для посетителей. Значит, парк может стать "кормильцем" музея?

    - Зарабатывать на парке действительно можно, - соглашается Василий Панкратов. - Но при этом важно, чтобы он не потерял тот смысл, который изначально вкладывали в него архитекторы и садовые мастера. Дмитрий Лихачев говорил, что есть сфера, которую дарит человеку только парк: это сфера исторического времени, область воспоминаний и поэтических ассоциаций. В музейном парке в первую очередь важно сохранить именно эту сферу. У нас, например, сохранилась ландшафтная композиция парка, сохранились деревья, которые "помнят" времена Павла I, и это дает то ощущение истории, которого нет в других местах.

    Директор "Гатчины" согласен, что вход в парк должен быть платным.

    - Но сделать это сейчас невозможно, - говорит Василий Панкратов. - Ведь наш парк расположен в центре Гатчины, через него лежит путь из одного района города в другой.

    Если мы закроем парк, транзит станет невозможным. Пока не решен вопрос альтернативного маршрута, вход в парк будет свободным. Сейчас же плату за вход мы устанавливаем только в дни проведения мероприятий летнего сезона.

    Поделиться