Экс-президент Полинезии обвинил Францию в преступлениях против человечности

В нью-йоркской штаб-квартире ООН на заседании комитета по деколонизации произошла сенсация. Оскар Темару, экс-президент Французской Полинезии и лидер партии, выступающий за ее независимость, заявил, что им была направлена жалоба в Международный уголовный суд в Гааге на Францию. Темару обвинил Париж в преступлении против человечности. Речь идет о крайне негативных последствиях для местных жителей ядерных испытаний во Французской Полинезии.

По словам этого политического деятеля, "мы обязаны пойти на такой радикальный шаг в память о тех согражданах, которые погибли из-за ядерного колониализма". При этом он пояснил, что население архипелага в Тихом океане в свое время поставили перед свершившимся фактом. "Мы не согласились с проведением ядерных взрывов, как утверждает Франция, - подчеркнул Оскар Темару. - Они были нам навязаны под угрозой создания военного правительства".

Напомним, что в течение 30 лет - с 1966-го по 1996 год - полигоном для испытаний французского термоядерного оружия служили два полинезийских атолла: Муруроа и Фангатауфа. В общей сложности там произвели около двух сотен взрывов, как атмосферных, так и подземных. При этом серьезно был нарушен экологический баланс региона, пострадала флора, фауна, в первую очередь океанская, а радиоактивное загрязнение стало, как считают эксперты, причиной разного рода заболеваний островитян, в том числе онкологических. Это касается нынешнего поколения, а что будет с грядущими, даже специалисты сейчас не берутся предсказывать.

В свое время французские власти всячески минимизировали разрушительный эффект радиации на природу и людей, которых, как правило, держали в неведении о том, что творилось на казалось бы "райских островах". Однако впоследствии были вынуждены, правда, с оговорками признать, что ядерные испытания оказали "воздействие на окружающую среду и имели санитарные последствия". Отметим мягкость этой формулировки на зловещем фоне ряда документов министерства обороны Франции, с которых нет так давно сняли гриф секретности. В частности, с ядерного испытания на Муруроа под кодом "Кентавр", которое было проведено в июле 1974 года. Из этого документа следует, что на момент взрыва содержание плутония в воздухе превысило в 500 раз максимально допустимую норму, а спустя пару суток радиоактивные осадки выпали даже на наиболее населенном острове Французской Полинезии - Таити, расположенном на расстоянии в 1200 километров от Муруроа. Всего же, по подсчетам экспертов, подобных ЧП, не ставших в прошлом достоянием общественности, за тридцать лет ядерных испытаний случилось более трехсот.

Надо сказать, что демарши, предпринятые общественностью как во Французской Полинезии, так и во Франции, где большую активность проявила Ассоциация ветеранов ядерных испытаний (АВЕН), привели к тому, что восемь лет назад Париж был вынужден принять закон о компенсациях пострадавшим из-за повышенной радиации. При этом во французском военном ведомстве дали понять, что "в теории" на эти выплаты могут претендовать 150 тысяч человек - как военных, так и гражданских лиц, естественно, включая полинезийцев. Однако на деле этот закон по большому счету оказался настолько запутанным и с таким количеством ограничений, что за минувшие восемь лет лишь около двух десятков жителей Французской Полинезии смогли доказать нанесенный им ядерными испытаниями ущерб для здоровья и получить денежные дотации. Да и то, как заявил на заседании ооновского комитета по деколонизации депутат Национального собрания от Французской Полинезии Моетай Бротерсон, всю сумму, которая была выделена пострадавшим на его родине, можно сравнить с "ежегодным бюджетом парижского муниципалитета на уборку улиц от последствий выгула столичных собак".

С 1966 по 1996 годы полигоном для испытаний французского термоядерного оружия служили два полинезийских атолла

Юристы, специализирующиеся на международном праве, полагают, что полинезийскую жалобу отклонят в Гаагском суде. Дело в том, что в компетенцию трибунала входят деяния, совершенные после 1 июля 2002 года - даты, когда он был создан. События, происходившие ранее, могут быть рассмотрены Международным уголовным судом лишь в случае, если они будут представлены Советом Безопасности ООН. Но надежда на такой вариант развития событий представляется иллюзорной.