Кирилл, вам кто-то помогает как режиссеру? Не у всех актеров, когда они уходят в режиссерскую профессию, все сразу получается: хорошие прокатчики, продюсеры...
Кирилл Плетнев: Мне никто не помогает. А получается так, наверное, потому что я люблю работать и не отступаю перед трудностями.
Вам на руку актерское прошлое - то, что вас знают и любят как актера?
Кирилл Плетнев: Когда я учился во ВГИКе, на все упражнения и этюды звал актеров: знакомых, друзей, коллег. Кого-то это тогда удивило, и я ответил - а почему должен звать кого-то другого, если я знаю этих людей, если я своим потом и кровью заработал себе актерское имя. Я не из актерской семьи, меня никто никогда не продвигал. Я приехал из Питера в Москву в 20 лет, всего достигал в актерской профессии сам. Почему мне не пользоваться тем, чего я достиг? И, конечно, наверное, у меня есть плюс с точки зрения того, что когда я делаю кастинг, пишу или читаю сценарий, то уже приблизительно знаю, кто будет играть. Достаточно просто позвонить по телефону и сказать, например: "Полина, попробуешь?". То есть мне не надо знакомиться с людьми.
Полину Максимову вы знали раньше, раз вы заговорили про нее.
Кирилл Плетнев: Знал. Мы с ней познакомились, и я ее позвал посмотреть "Жги!". Мне она всегда нравилась как актриса, я хотел с ней работать.
Она вам нравилась на основании чего? Роли в сериале "Деффчонки"?
Кирилл Плетнев: Да. Я видел, что это сильная актриса, которую заковали в комедийное амплуа. И понимал, что она может гораздо больше.
Она в жизни такая же дерзкая и неправильная, как в вашем фильме?
Кирилл Плетнев: Полина абсолютно сумасшедшая. Она снялась в клипе Леши Воробьева "Сумасшедшая". Вот она - такая.
А актриса Любовь Аксенова?
Кирилл Плетнев: Мне очень понравилось, как Люба сыграла в "Родине" Петра Буслова. У нее очень необычная внешность. Есть ощущение каких-то восточных корней, что-то загадочное, таинственное. Если говорить о кастинге для фильма "Без меня", то я же просмотрел, наверное, всех актрис Москвы. И всем очень нравился сценарий, все хотели в фильме играть, все приходили на пробы и говорили: какой прекрасный сценарий. Но при этом наполнение было такое, что по сюжету не человек умер, а котенок убежал. Это, к сожалению, такая проблема у нас: все очень хотят сниматься в кино, но ничего для этого не делают.
Сценарий Дарьи Грацевич это половина успеха?
Кирилл Плетнев: Мне позвонил продюсер Рубен Дишдишян и сказал: "Кирилл, можешь прочитать один сценарий? У нас слетел режиссер, мы хотим тебе предложить проект". Я в тот момент был на стадии подписания договора с другим продюсером - фильм тогда назывался "Папа из "Форбс", сейчас "Выше всех", снял его в итоге Михаил Расходников. Я прочитал сценарий и за ночь принял решение, что хочу снимать это кино. Перезвонил и подтвердил. А Дашу я знал до этого - она дружна с моим другом - режиссером, они в одно время работали вместе на "Универе". И я сказал Даше, что мне предложили ее сценарий. Она ответила: "Я очень рада, что ты будешь снимать фильм".
А вас не смутило, что фильм довольно женский?
Кирилл Плетнев: Абсолютно. Я же до этого тоже женские фильмы снимал.
Вы пытаетесь познать, чего хотят женщины?
Кирилл Плетнев: Скорее это приятное совпадение. Потому что у меня не было задачи обязательно снимать еще одно женское кино. Когда я прочитал, мне очень понравились характеры - очень хорошо прописанные, узнаваемые. А также - сам драматургический квест. Вообще я люблю такое сочетание, когда есть в фильме и тема, и в то же самое время - яркая сюжетная составляющая.
Интересная у вас история получается с этим фильмом. Вы начали его снимать вместо другого режиссера и, насколько я знаю, сыграли роль вместо другого актера.
Кирилл Плетнев: Да. За четыре дня до начала съемок у нас "слетел" прекрасный артист Денис Шведов, и ко мне пришли продюсеры и сказали, мол, Кирилл, надо выручать, потому что мы не найдем актера, который вольется в календарно-постановочный план. Сам я был категорически против. Но понимал, что выхода нет. И это - второстепенная роль.
Вы - режиссер-дебютант, потому что второй фильм тоже считается дебютным, но еще задаете себе задачу снимать самого себя в фильме как актера. Как справились?
Кирилл Плетнев: До начала съемок я очень волновался по этому поводу. А в первый съемочный день, в котором я принимал участие как актер, понял, что буду сниматься у себя как у плохого режиссера. То есть я - как актер, когда снимаюсь у плохого режиссера, понимаю, что там я помощи не дождусь, смотрю на экран, какие-то правки для себя делаю и снимаю еще один дубль. То же самое делал в фильме "Без меня".
Как вы относитесь к манипуляциям?
Кирилл Плетнев: В жизни - плохо, в профессии - нормально.
В жизни считаете, что манипулировать люди друг другом не могут?
Кирилл Плетнев: Я считаю, что это унизительно.
Но в вашем кино происходит момент манипуляции - мужчина "просчитывает" двух влюбленных в него женщин и управляет их поведением.
Кирилл Плетнев: В моем кино происходит момент манипуляции, но для того, чтобы героиням в результате было хорошо.
А в жизни вы оправдываете манипуляцию с целью, чтобы человеку было хорошо?
Кирилл Плетнев: Наверное, нет - это все-таки противно моей человеческой природе.
У фильма "Без меня" любопытное музыкальное решение. Он начинается с музыкального клипа. И для каждой актрисы, для каждого характера вы подобрали свою музыку. Кто авторы музыки, стихов?
Кирилл Плетнев: Стихов - Даша Грацевич. И у меня есть прекрасный композитор, музыкальный продюсер, с которым я уже сделал три фильма "Жги", "Без меня" и сейчас заканчиваю съемки картины "Семь ужинов". У меня прошлый год был такой - я за год снял два фильма. Артем Михаёнкин - очень талантливый композитор. Он делал "Самый лучший день" с Жорой Крыжовниковым. Меня с ним познакомил Константин Меладзе. Молодой парень, очень многообещающий. За музыкальную часть фильма отвечает он. Очень многие треки были написаны в процессе - то есть мы с Артемом работаем не по принципу, когда фильм снят, а потом пишется музыка "под монтаж". Артем приезжает на площадку, знакомится с артистами, смотрит съемки и - пишет музыку.
Как вы для себя определяете: вы изменились? Выросли как режиссер? Сами ощущаете, что произошло "наращивание режиссерских мускулов"?
Кирилл Плетнев: Конечно. Если говорить о фильме "Жги!", то в нем для меня был один инструмент - это актер. "Жги!" - это актерское кино. А в фильме "Без меня" я уже стал пользоваться такими вещами, как выразительность кадра, атмосфера, свет. Мы долго очень искали переходы флешбэк - реальность. Переходы из одного в другое. И визуальное решение, и на уровне раскадровок. Где-то я слышал такое выражение, что открытая форточка в кадре значит столько же, сколько актер. В фильме "Без меня" это так и есть. Здесь помимо актеров есть и другие герои - и свет, и звук...
Вы намеренно делаете крен в сторону кино зрительского? Это продюсерские предложения или по велению души?
Кирилл Плетнев: Нет, я всегда был за зрительское кино. Большой вопрос - что именно понимать под авторским кино. Например, фильмы Германа-старшего - это для меня зрительское кино. А вот Германа-младшего - авторское кино. Такое кино я снимать не хочу.
Вы упомянули свою новую работу - фильм "Семь ужинов"...
Кирилл Плетнев: Это вообще чистый жанр - зрительское кино. Это ромком - романтическая комедия. В центре сюжета - семейная пара, которая находится на грани распада. Муж пытается вернуть жену. Он психолог. И он ей предлагает семь раз с ним поужинать. Это такая лирическая комедия в замкнутом пространстве. Сценарист Алексей Зюзин. Это кино в духе фильмов "Реальная любовь" с Хью Грантом, "Ноттинг Хилла", "Отпуска по обмену". Полина Максимова также играет в нем главную женскую роль.
Как вы ее раскрыли? В начале фильма "Без меня" Полина Максимова в моем восприятии словно оттеняла игру Любови Аксеновой. И вдруг в какой-то момент фильма она совершенно "сорвалась с катушек" и продемонстрировала хорошую актерскую игру? Вы использовали ее "сумасшедшие" качества или просто направили как режиссер?
Кирилл Плетнев: Мы начали разговор с вами с манипуляций. Наверное, будет интересно, что этим и заканчиваем. У нас с Полиной был очень непростой процесс работы над фильмом. Она меня ненавидела, говорила, что я изверг и так далее. Для меня ее героиня еще, может быть, потому, что ее зовут Кира - альтер эго. Как бы я - это она. Наверное, поэтому больше всего претензий у меня в процессе съемок было именно к Полине. Но надо отдать ей должное. Когда Полина пришла на кастинг, я сказал: "Полина, мне очень понравилось, если все прокатит, то мы стрижемся". Она сказала: "Да!" Второе. Она сама похудела на восемь килограммов - почему-то решила, что ее героиня должна быть анорексичкой. Но как зерно роли мы рассматривали Эмми Уайнхаус. Такая женщина на грани нервного срыва все время. При этом Полина сама научилась кататься на мотоцикле. Два месяца занималась. Она сама чувствовала, что у нее со всех сторон постоянно комедии, ей хотелось вырваться, совершить рывок. И она, мне кажется, его совершила.
Судя по всему, вы выбрали профессию режиссера, а актерскую как бы отодвинули?
Кирилл Плетнев: Да, но немного. Потому что у меня трое детей, надо их кормить.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"