Как принимают решение об открытии прачечных для бездомных в Москве

Криками "Против! Против! Против!" закончилась встреча волонтеров и жителей Савеловского района Москвы, где фонды "Ночлежка" и "Второе дыхание" решили открыть первую в столице благотворительную прачечную. Обыватели изгнали гуманистов-волонтеров, свернув их проект, как плакат "Соберем 500 000 рублей на культурную прачечную!". И потребовали провести экспертизу проекта в МЧС, Роспотребнадзоре и мэрии.

- А вам хотелось бы соседства с бомжами? - объясняет свое возмущение участница той встречи, мать двоих детей Регина Коженовская. - Если волонтеры гуманны, то они должны думать и о нашей безопасности. Детей, прежде всего. Дело и в гигиене: известно, что у бомжей и педикулез, и туберкулез, и сифилис. И в криминале: кому охота жить в гетто?

Еще жестче активист движения "Против" Алексей Самохин: "Нельзя решать проблемы одних людей, создавая их другим. Я таким "решалам" поверю только тогда, когда они прачечную для бомжей откроют рядом со своим домом".

Дарья Байбакова, директор московского филиала "Ночлежки", как раз тот самый "решала", которому предложили прачечную для бездомных открыть рядом или у себя в доме.

- Мы отступили - переносим проект из Савеловского района, но не сдались, - говорит Дарья Байбакова. - Идея у нас прежняя: бесплатность, шаговая доступность и никаких резерваций для бомжей.

Но раскрыть карты - где "поселится" новый проект - Байбакова отказывается. "Из ошибок надо извлекать опыт, - считает. - Одна из наших ошибок - не говорили с людьми заранее". Теперь волонтеры пытаются разобраться, почему в Санкт-Петербурге бесплатная прачечная прижилась легко, а в Москве против нее появилось "ополчение".

Тем временем в Петербурге волонтеры в культурной прачечной сами стирают одежду, которую им петербуржцы передают для бедных. Там режим простой - днем стираются бездомные, потом идет дезинфекция, а вечером приходят и мигранты, они живут в общежитии и им больше негде постираться, и студенты, для них бесплатная стирка - хорошая экономия, и обычные питерцы - не у всех есть стиральные машины. Летом вовремя чемпионата мира по футболу в культурной прачечной Петербурга стирались бразильские болельщики… И  это не благостная картинка. Это  опыт удержания в черте социума тех, кому нужна протянутая рука.

Прачечная Санкт-Петербурга это восемь стиральных и восемь сушильных машин. Нижний ряд стирает, верхний сушит и ждет: у многих нет сменной одежды. За 2017 год - около 7000 стирок в год, за 2018-й - уже больше 7000. Бесплатная прачечная для нуждающихся присоединилась к бесплатному ночному автобусу, пунктам обогрева (зимой), пунктам выдачи одежды и службе консультаций. Все вместе они - ступени возвращения в обычную жизнь тех, кто выпал из социума или живет на грани нищеты. А в Москве проект забуксовал. "Это в какой-то мере нормально, - считает Дарья Байбакова, - когда первые такие прачечные запускались во Франции и Германии, там люди тоже боялись заразиться и требовали перенести проекты в резервации. Лишь потом приходит понимание, что риски выше там, где прачечных нет, а заразиться вирусом легче в общественном транспорте.

Хуже, как признают волонтеры, дело обстоит с "вирусом милосердия". Он как грипп не передается, но с трудом прививается. В Париже и Берлине, например, когда жители были против благотворительных прачечных, волонтеры придумали акцию "Колокольчик на двери". Он в прачечных, булочных и парикмахерских означает, что тот, кто нуждается, может получить бесплатную услугу. Сначала колокольчики почти молчали. Сейчас их много и они звенят. Скоро колокольчики могут появиться в Москве. "Думаем над этим, - говорит директор фонда "Ночлежка" (Санкт-Петербург) Григорий Свердлин, - будем с людьми советоваться. Единственное, в чем я уверен: проекты для уязвимых - хосписы, турдиспансеры - любые благотворительные проекты - нельзя согласовывать с местными жителями. Почти никто не хочет их. И тут я бы ввел табу на компромисс со здравым смыслом. Душ, прачечная, еда и возможность где-то переночевать - это не привилегии, а нормы жизни. И их люди у людей не должны отнимать.