Как объективно оценить уровень социально-экономического развития ДФО

В последние годы дальневосточные регионы демонстрируют приличный экономический рост, обгоняя среднероссийские показатели. Казалось бы, уровень жизни людей должен был также повыситься, а отток населения - прекратиться. Но этого не происходит.

Как считает профессор ВГУЭС, доктор экономических наук Александр Латкин, данные, показывающие высокие темпы роста ряда важных отраслей экономики Дальнего Востока, не являются объективным индикатором реального уровня социально-экономического развития макрорегиона.

Александр Павлович, так что же, не стоит верить цифрам и отчетам чиновников?

Александр Латкин: Почему? Цифры-то приводятся верные. За последние пять лет улучшился инвестиционный климат. На территориях опережающего социально-экономического развития и в свободном порту Владивосток для бизнеса сформированы благоприятные условия. Уровень налоговой нагрузки там один из самых низких в АТР. На входе в преференциальный режим он составляет не более 4,5 процента, а в среднем в течение 13 лет реализации проекта - менее 17. С использованием всех механизмов поддержки инвестиционных проектов с 2015 по 2017 годы в ДФО введено в действие более 135 предприятий, создано 11,5 тысячи рабочих мест, объем фактически осуществленных вложений - 140 миллиардов рублей, или около 8,6 процента валовых инвестиций в экономику округа за это время.

Принятые меры, безусловно, заложили положительный базис для развития экономики макрорегиона: индекс промышленного производства на Дальнем Востоке с 2014-го по 2017-й выше среднероссийского значения (102,2 процента против 101). Сломлен тренд падения инвестиций в основной капитал, опережающими темпами развиваются строительство, сельское хозяйство.

Тогда в чем подвох?

Александр Латкин: В том, что достижение темпов роста отчасти обусловлено неразвитой структурой региональной экономики, когда более или менее существенное событие в одной отрасли дает резкое изменение показателей по всему макрорегиону.

Так, рост промышленного производства на Дальнем Востоке в 2017 году "сделали" Еврейская автономная область (был запущен Кимкано-Сутарский ГОК), Хабаровский край (сработали Амурский судостроительный завод и КнААЗ), а также Приморье (на ПАО АКК "Прогресс" и АО "Восточная верфь" выполнялись заказы минобороны).

Аналогичная ситуация и с ростом инвестиций в основной капитал, объемами строительства. Последние сложились в основном за счет крупных бюджетных строек - космодрома Восточный, моста через Амур в ЕАО, Амурского ГПЗ и нескольких других.

Достижения, если можно так выразиться, "точечные". Они не могли привести к существенному улучшению жизни людей. По ключевым социально-демографическим показателям Дальний Восток значительно отстает от среднероссийского уровня. Средняя продолжительность жизни в ДФО составляет 70,1 года - это последнее место в России.

Ускоренный рост отчасти обусловлен неразвитой структурой экономики ДФО, когда любое существенное событие в одной отрасли дает резкое изменение показателей по всему макрорегиону

В макрорегионе больше, чем в среднем в стране, людей с доходами ниже прожиточного минимума. Доля аварийного жилья достигает двух процентов (против 0,6 в РФ), при этом стоимость квадратного метра жилья на первичном рынке достигает 66,2 тысячи рублей - на 9,6 тысячи больше среднероссийской.

Таким образом, рост ряда важных отраслей Дальнего Востока не является объективным показателем положительных результатов опережающего развития. Он определяет лишь те факты, что экономика региона пока находится в зачаточном состоянии, а в социальной сфере имеется значительное отставание.

А какие показатели нужны для реальной оценки ситуации?

Александр Латкин: Мы с командой выполнили анализ бюджетной обеспеченности, то есть достижения финансовой устойчивости в первую очередь за счет собственных ресурсов. А одновременно сделали оценку качества и стоимости жизни на Дальнем Востоке.

Почему так? Именно бюджетная политика играет ключевую роль при формировании условий для устойчивого опережающего экономического роста любой территории, а бюджетная обеспеченность дает региону возможность вести самостоятельную финансовую политику, ориентированную на собственные интересы, в том числе поддержку производителей, стимулирование развития наукоемких отраслей, меры социальной поддержки, нацеленные на повышение уровня жизни людей.

Я убежден, что такой альтернативный подход является особенно актуальным, но применяется государственными деятелями, отвечающими за развитие макрорегиона, крайне редко.

Что показали проведенные  исследования?

Александр Латкин: Мы увидели, что начиная с 2015 года, когда были запущены в действие новые механизмы развития Дальнего Востока, уровень его бюджетной обеспеченности снизился - с 97,2 тысячи рублей на одного жителя до 92,8, то есть на 4,5 процента. Одна из причин - уменьшение налоговых и неналоговых поступлений, в том числе и за счет недополученных налогов и сборов из-за действия специальных преференциальных режимов. Сократилась доля собственных доходов казны. Последовал рост нагрузки на бюджет, что привело к увеличению госдолга регионов округа (с 118,4 миллиарда рублей в 2014 году до 158,8 в 2017-м) и дефицита региональных бюджетов (с 14,3 до 18,5 миллиарда). Учитывая тот факт, что запущенные и планируемые к запуску предприятия в ТОР и СПВ будут пользоваться налоговыми послаблениями, в ближайшее время вряд ли стоит ждать увеличения поступлений в региональные бюджеты.

Все это происходит на фоне продолжающегося сокращения численности населения. Причины отъезда - низкий уровень здравоохранения, образования, ЖКХ, слабая транспортная доступность и дороговизна жизни.

В таком случае на чем нужно сосредоточиться властям?

Александр Латкин: Достичь ускоренного развития Дальнего Востока без качественного человеческого капитала невозможно. Так что дальнейшие меры должны включать и комплекс социальных мер, ориентированных на создание условий и качества жизни, сопоставимых со среднероссийскими, а впоследствии - выше их. Нужно добиться снижения смертности в работоспособном возрасте и увеличения рождаемости, качественного миграционного притока. Необходимо уменьшить стоимость жизни на Дальнем Востоке, привести в порядок и построить объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта, решить проблемы транспортной доступности.