Сегодня в Агропромпарке создано более 1200 рабочих мест, предпринимательскую деятельность осуществляет 281 резидент. Их совместный товарооборот от реализации различной мелкоштучной продукции достигает более 1,5 миллиарда рублей.
О том, как устроена внутренняя кухня сельскохозяйственного мегаполиса и каким образом жизнь проекта отражается на потребительском рынке республики и страны, "Российской газете" рассказал генеральный директор Агропромпарка Олег Власов.
Какую выгоду от этого начинания получила республика и страна в целом?
Олег Власов: С самого начала руководством Республики Татарстан была поставлена цель - оказать всестороннюю помощь сельхозпроизводителю. Для этого изучалось мнение и пожелания сельхозпроизводителей, формировались производственные модули и торговые залы, закупалось необходимое оборудование с учетом выявленных потребностей.
Затем нами была разработана и утверждена маркетинговая политика предприятия, которая предусматривает ряд преференций на этапе вхождения и открытия новых производств для истинного сельхозпроизводителя, в том числе снижение арендных ставок и бесплатные места для пенсионеров.
Все это делалось с одной целью - создать условия для успешной самореализации фермеров и предпринимателей. Поэтому получение прибыли для нас сегодня не самоцель, тем более за счет агрария. Достаточно, когда хозяйственная деятельность приводит к самодостаточности предприятия.
Кому сегодня принадлежит Агропромпарк? Дотируется ли предприятие из бюджета?
Олег Власов: Комплекс является республиканской собственностью, где мы работаем по договору доверительного управления, поэтому часть получаемой прибыли перечисляем в бюджет. На начальном, достаточно сложном этапе становления о дотациях мечтали, но выплывать пришлось самостоятельно.
Уже в течение трех лет комплекс приносит прибыль, и она формируется не только за счет аренды, но и в результате деятельности собственных производств и реализуемых проектов. Агропромышленный парк "Казань" является стабильным налогоплательщиком, только за последнее полугодие общая сумма выплаченных налогов превысила 24 миллиона рублей.
Понятно, что комплекс помогает решать сельхозпроизводителям республики многие вопросы. Насколько ваш опыт востребован за пределами Татарстана?
Олег Власов: Сегодня комплекс посещает достаточно много делегаций из разных стран и регионов. Их цель - изучение нашего опыта работы. Они рассматривают возможность строительства аналогов Агропромышленного парка у себя в регионах. Им интересны наши принципы сотрудничества с сельхозпроизводителем, наши результаты. Уже одно это говорит о состоятельности и признании проекта.
За что комплексу присужден аттестат торговой зрелости, или как Агропромпарк порушил систему "рыночных" традиций?
Олег Власов: Однозначно потребительский рынок продуктов питания в Казани с открытием нашей площадки стал богаче и интереснее. В общей сложности у нас предлагается более 20 тысяч наименований продуктов. Особый акцент сделан на товары, произведенные и выращенные в Татарстане. Многие наши гости признаются, да, формат "магазин у дома" - это хорошо, это удобно. Но такого предложения продукции, например по мясу, рыбе, молочным продуктам и хлебу, как в Агропромпарке, не встретить нигде, да еще и с подтвержденным качеством.
Поэтому комплекс востребован казанцами, они голосуют рублем за комфорт и разнообразие продуктов, а также за созданную достаточно строгую систему контроля качества. За выходные нас посещают 35-40 тысяч покупателей, а в год к нам приходит порядка трех миллионов. Это фиксируют специализированные считывающие устройства, установленные на входных группах. Такая посещаемость - оценка наших успехов, и она не может не радовать.
Если подробнее о качестве... Был удивлен, когда узнал, что вся продукция попадает в Агропромпарк только через один вход, где расположена собственная контрольная санитарно-ветеринарная лаборатория. Там подвергается анализу все поступающее на площадку продовольствие: мясо, рыба, молоко, овощи и фрукты. И только после положительного заключения специалистов и проверки службой охраны всех сопровождающих документов резиденты получают право на ввоз продукции в комплекс и дальнейшую его переработку или реализацию. Действительно ли вся цепочка вхождения товара рассчитана на то, чтобы исключить попадание на прилавки некачественной продукции?
Олег Власов: Да, дверей много, а вход только один. Я хорошо уяснил с первого дня работы: чтобы разочаровать покупателя - достаточно одного раза, а вернуть и расположить его к себе снова - архисложная задача. Поэтому всю свою команду, а также предпринимателей и сельхозпроизводителей в комплексе я нацеливаю на одно: не разочаровать покупателя, любить и соответствовать его ожиданиям. Подобные основополагающие вопросы у нас прописаны в договоре, где есть требования к качеству товаров и самому продавцу, а также предусмотрены некоторые санкции за нарушения.
Но суть Агропромпарка - не в торговой площадке. У нас создан мощный производственный ресурс, имеются большие возможности для переработки и хранения сельскохозяйственного продукта. Мало кто из покупателей знает, что многие изделия, которые они выбирают в торговых точках города и внутри комплекса, произведены в наших производственных блоках, где функционирует 18 пищевых цехов, выпускающих в месяц более 496 тонн мелкоштучной продукции.
Агропромышленный парк не только помогает в реализации продукции сельхозпроизводителю или предпринимателю, но и выступает как некий бизнес-инкубатор. Агропромпарк создает условия для реализации бизнес-идеи тем, кто вырастил свой продукт, а теперь готов его переработать и продать. В этом миссия комплекса.
Агропромпарк уникален для России, и главная его фишка в том, что вся технологическая цепочка производства и продвижения сельскохозяйственного продукта: складирование, переработка и реализация - сконцентрирована под одной крышей. За пять лет работы комплекс зарекомендовал себя не только как торговая площадка, но и как многофункциональный комплекс, большая часть которого скрыта от глаз посетителей. За пределами основной видимости расположены склады и огромные морозильные камеры, 18 перерабатывающих цехов, в том числе и мощнейшая овощепереработка, ветеринарная лаборатория, офисный центр, конференц-залы и гостиница на 24 комфортабельных номера.
В ходе знакомства с комплексом мы выяснили, что основной сегмент производств составляют известные пекарни, поставщики готовых обедов, служба доставки еды, производители мясных полуфабрикатов и готовых обедов. Здесь сосредоточено много сложных производственных процессов. Мы наблюдали за технологией обвалки и копчения утки, за процессом изготовления колбасы. И были удивлены тому, что продукция этих цехов представлена не только в комплексе, но и в крупных торговых сетях даже в отдаленных районах России. К тому же в Агропромпарке есть цех, где моются, калибруются и фасуются республиканские овощи для ритейлов...
Искать новые формы взаимодействия с производителями и покупателями, подстраиваться под их реалии, организовывать собственные эффективные направления деятельности - вот тенденции, которые задает Агропромышленный парк "Казань" всем будущим комплексам. Правительством РТ в ближайшее время предусмотрено строительство еще 18 агропарков. Конечно, они будут значительно меньше казанского объекта, но суть их останется прежней - помощь сельхозпроизводителю Татарстана. Что ж, поживем, увидим, как будет тиражироваться успешный опыт Агропромышленного парка "Казань".
На правах рекламы