Например, согласно федеральному закону о госзакупках, правила для выбора проектной или подрядной организации такие же, как для приобретения детских игрушек и других товаров. Основным критерием служит не профессиональный уровень, а цена. Закон ориентирован на максимальную экономию средств, что нередко выливается в низкое качество работ.
Заказчики экономят на подготовке проектов. В результате проектированием зачастую занимаются организации, не обладающие специалистами необходимой квалификации.
Государственная экспертиза, осуществляющая контроль проектных решений, также нацелена на максимальное снижение сметы. Иногда это вполне оправданно. Но зачастую эксперты заставляют уменьшать затраты без учета реальной рыночной стоимости материалов, оборудования, трудовых ресурсов. И строителям не остается ничего, кроме как применять самые дешевые материалы и технологии. Какое уж тут качество?
Подгоняемые сроками освоения бюджетных средств, заказчики торопят строителей, устанавливая в контрактах не соответствующие нормативным сроки выполнения работ, не позволяя подрядным организациям соблюдать технологическую дисциплину.
Отрасли катастрофически не хватает квалифицированных специалистов. Вузы и техникумы практически не реагируют на запросы рынка, испытывающего острый кадровый голод. Найти грамотного технического заказчика, хорошего прораба - настоящая проблема. В строительную сферу все чаще приходят люди, которые ничего не боятся, поскольку ничего не знают. И строят "небоскребы".
Еще одна проблема - участие в конкурсах так называемых временщиков. Не имея базы, технического парка, собственных оборотных средств и опытных специалистов, они наполовину снижают стартовую цену конт-ракта и выигрывают конкурсы у крупных строительных фирм. В результате заказчик получает либо объект крайне низкого качества, либо срыв сроков и расторжение контракта, что в условиях бюджетного финансирования также влечет существенные финансовые потери.
Между тем снижение начальной стоимости контракта более чем на десять процентов должно вызывать вопросы у специалистов. По логике, в такой ситуации подрядчик обязан выложить в открытом доступе подробную информацию о том, за счет чего он намерен экономить. А если этого не произойдет, то он должен быть отстранен от участия в торгах. Такой подход мог бы стать защитой от необоснованного демпинга.
Я глубоко убежден, что доверять строительство жилья, социальных объектов можно только предприятиям, нацеленным на перспективу, располагающим серьезной материальной базой, современной техникой, квалифицированными кадрами. Осуществляющим собственный контроль качества, способным заключать контракты жизненного цикла.
В отрасли давно назрела необходимость системных изменений. Безусловно, начинать надо с совершенствования нормативной базы. Строителям нужен отдельный закон, стимулирующий гарантированно высокое качество работ на всех этапах.