Чем интересен спектакль "Сцены из супружеской жизни"

Спектакль "Сцены из супружеской жизни", театр-фестиваль "Балтийский дом", 19 октября

Спектакль Анатолия Праудина - убедительное доказательство того, что все главное в любви происходит не до, а после свадьбы. И даже не сразу, а спустя много-много лет. В основу премьеры "Сцены из супружеской жизни" положена одноименная киноповесть Ингмара Бергмана, но спектакль заметно отличается от фильма шведского классика.

На сцене - двое, он и она, Юхан (Юрий Елагин) и Марианна (Алла Еминцева). Крепкая, добропорядочная семья, с двумя дочерьми, прочным достатком и репутацией счастливой пары. Видимо, потому им обоим так дики скандальные сцены в семье друзей, расспросы выросшей дочери на темы супружеского счастья и заявления о разводе, с которыми то и дело приходится сталкиваться Марианне (она юрист, специализирующийся на бракоразводных процессах).

Режиссер не случайно выводит всех второстепенных персонажей на видео, которое то и дело возникает на заднике сцены. Ведь все, что происходит между Юханом и Марианной, - это свое, живое, настоящее. А то, что происходит у других, - чужое, как фильм на экране. И те диалоги, которые ведут со своими экранными собеседниками супруги, вслух или мысленно, - это параллельная реальность, имеющая мало общего с их правильной размеренной жизнью.

Но глухие подземные толчки уже сигналят о близких тектонических сдвигах. Марианна, узнав о наступившей беременности, хочет оставить ребенка, а Юхан к этой идее относится прохладно: типа тебе рожать, ты и решай. Она пытается расшевелить его перспективами каких-нибудь экзотических совместных турпоездок, но и это его не привлекает. И поэтому, когда Юхан объявляет жене, что в двухмесячную командировку в Париж его будет сопровождать молодая любовница, у которой он впоследствии планирует пожить еще с полгода, это уже никого из зрителей не удивляет.

А Марианна, оглушенная таким крутым поворотом в судьбе, все пытается найти, вспомнить, вычислить, когда же случилась в их благополучной жизни та не замеченная ею развилка, после которой все пошло не так.

Замечательна в этом смысле ее беседа с фру Якоби, прелестно сыгранной Маргаритой Лоскутниковой. Монолог женщины, которая подает на развод после многих лет благополучного брака, - как отражение ситуации Юхана-Марианны. "Просто у нас нет любви, - заявляет фру Якоби. - Нельзя жить без любви".

Это правда - нельзя. Но вот как определить ее присутствие/отсутствие? Как не погнаться за обманкой? И как не просидеть всю жизнь у холодного костра, боясь перемен?

В программке к спектаклю приведена цитата из библии - послание апостола Павла к Коринфянам, то самое, где про любовь, которая "долго терпит, милосердствует и никогда не перестает". А режиссер спектакля Анатолий Праудин заявляет: "Все наши беды от того, что мы нарушаем нравственный закон любви. Последствия этого столь же ужасны, как если бы мы вздумали нарушить физические законы. Например, гравитации. Это как прыгать с крыши: кратковременное удовольствие, возможно и получишь, но разобьешься".

Исполнители главных ролей признаются: "Так как мы - супруги, то для нас репетиции пьесы Бергмана стали некой профилактикой или даже иммуномодуляцией нашего брака".