Уральские сувениры стали более разнообразными и креативными

Еще пару лет назад в Екатеринбурге можно было ноги стоптать в поисках оригинальных туристических сувениров, достойно презентующих Урал: на развалах и в привокзальных киосках предлагались в основном тарелочки, брелоки да магниты китайского производства. Сейчас, по мнению экспертов, положение начало выправляться.

О масштабе явления может свидетельствовать выставка уральских дизайнерских сувениров, которая не без успеха, если судить по откликам в соцсетях, прошла в Российском центре науки в Париже.

- Через творчество мы знакомим европейцев со столицей Урала. Экспонаты рассказывают о достопримечательностях Екатеринбурга. Главный результат выставки - информационное продвижение региона, - рассказал "РГ" сотрудник представительства МИД РФ в Екатеринбурге Михаил Косарев.

Каждый экспонат на выставке, можно сказать, кричит: "Я с Урала!", - будь то футболка с бородатым Бажовым, эмалированная кружка с портретом уральского комара, бетонные магнитики или значки в виде канализационных люков. Креативненько.

- Можно сказать, сувенирный рынок рванул. Сейчас он в начале пути, до зрелости ему еще далеко. И не последнюю роль в этом сыграла наша мощнейшая дизайн-школа, - оптимистично оценивает ситуацию директор музея истории Екатеринбурга Сергей Каменских.

По его мнению, уральцев можно поздравить с появлением такого специфичного товара, как сувенир для туриста - не просто продукта, но важного инструмента продвижения региона.

Насколько достойно выглядят труды уральских дизайнеров в масштабе страны, станет ясно менее чем через месяц при подведении итогов всероссийского конкурса "Туристический сувенир".

- Сувенир должен в первую очередь ассоциироваться с территорией, которой он принадлежит, - уверена Вероника Косых, исполнительный директор конкурса. - Помимо этого он рассчитан на массового потребителя, потому должен легко "читаться", чтобы стать важным инструментом в продвижении турпродукта. Еще одна особенность производства сувениров - ценовая политика, ориентированная на различные уровни дохода, чтобы своего покупателя нашли как сторублевые магниты, так и платки с авторской росписью за три тысячи.

Как отмечают специалисты, сувениры с уклоном в айдентику востребованы не только приезжими. Например, местная компания сообщила, что две трети заказов на одежду с принтами, посвященными Екатеринбургу, приходятся на саму столицу Урала. В ответ на чаяния патриотов горнозаводского края производители разрабатывают и вполне утилитарные символы региональной идентичности, скажем, сумку с глубокомысленным "Это Урал, детка!" или бокал с шедевральным стишком: "Горы-реки - Урал навеки".

Ценовая политика должна быть ориентирована на различные уровни дохода, чтобы своего покупателя нашли как сторублевые магниты, так и платки с авторской росписью за три тысячи

Самобытные сувениры любят и чиновники. Так, правительство Свердловской области для одаривания высоких гостей решило заказать флешки из малахита по цене, не превышающей максимальный "подарочный порог" для чиновников - чуть дешевле трех тысяч рублей. Впрочем, свердловчане тут не одиноки: накопители информации с местным колоритом заказывал и департамент управделами югорского губернатора - в виде одинокого ханта в малице, вырезанного из кости и упакованного в футляр из бересты.

Как ни удивительно, в это движение до сих пор не влились челябинские чиновники и не разместили госзаказ на флешки с метеоритом. Надо заметить, что подарок из космоса оживил производство сувенирной продукции на Южном Урале настолько, что "метеоритные" идеи не раз становились предметом разбирательств в суде по поводу прав на интеллектуальную собственность. Да и метеорит "в чистом виде" - ходовой товар: на площадках частных объявлений просят за грамм космического вещества 300-400 рублей (пять лет назад, сразу после падения небесного тела, цена варьировалась от одной до трех тысяч рублей).

Впрочем, кроме шуток: бренд "Урал" обрел рублевый "вес". Причем большинство местных дизайнеров считает, что надпись латиницей заметно его увеличивает: простенькая футболка с URAL’ом или URALMASH’ем стоит полторы тысячи рублей. "Мы хотели делать качественную одежду, а название бренда - это ответ на вопрос "кто мы?": мы уральцы. И делаем одежду для тех, кому нравится наш подход и видение одежды", - рассказывает представитель фирмы.

Тем не менее, по данным Национальной ассоциации рекламно-сувенирной индустрии, хотя отечественный рынок сувенирной и представительской продукции стабильно растет с 2015 года на 10-15 процентов в год, львиная доля продаж - более 70 процентов - приходится на Москву. Даже такой туристический город, как Санкт-Петербург, занимает лишь около пяти процентов. Впрочем, перспективы развития рынка связаны как раз с регионами - в них, в том числе на Урале, объемы ежегодно увеличиваются в полтора-два раза.

Прямая речь

Ирина Соколова, член Русской ассоциации производителей и поставщиков сувениров:

- К сожалению, интересные авторские работы чаще представлены не на прилавках, а на специализированных выставках и слабо продвигаются как объект туристского интереса. Необходимо более активно привлекать самобытных мастеров народных промыслов к производству уникальной сувенирной продукции. Тем более что его стимулирование укрепляет местную экономику, а не заграничную (сейчас до 80 процентов сувенирной продукции производится за пределами России).

Между тем

Среди уральской молодежи все большую популярность приобретают локационные татуировки.- Татуировок на тему Урала и Екатеринбурга я сделал немало, - признается екатеринбургский тату-мастер. - Это пейзажи с горами, медведь и соболь из герба Екатеринбурга, герои сказов Бажова и просто виды города. Их я считаю идеальными символами Екатеринбурга в частности и Урала в целом. Скажем, у моей жены на правом бедре набита надпись "Урал" и ящерица - Хозяйка Медной горы, сидящая на драгоценных камнях на фоне гор.