Заседание Межведомственной комиссии, которой предстоит подготовить предложения для президента по дальнейшему развитию диалога с Советом Европы, пройдут в закрытом режиме. Впрочем, если отбросить дипломатическую "оболочку" проблемы, вопрос стоит так: надо ли России покидать Совет Европы уже сейчас или все же подождать до конца года - предположительно в январе Парламентская ассамблея вновь вернется к обсуждению отвергнутых на последней сессии поправок к регламенту.
Однако специфика ситуации заключается в том, что летом 2019 года Совет Европы будет обязан на основании Устава исключить Россию из своего состава по формальному признаку - неуплате членских взносов. По сведениям "Дойче велле", в субботу состоится внеочередное заседание Комитета министров Совета Европы, где будут обсуждать план действий на случай, если и в новом году Москва откажется платить свой взнос, составлявший 10 процентов от бюджета Совета Европы. Судя по всему, к этому все идет: ведь на последней сессии, как сказано в заявлении Департамента информации и печати МИД России, "ПАСЕ не смогла подняться над предрассудками, приняв решение не обсуждать резолюцию о полномочиях делегаций".
Более того, после прошедшей сессии ПАСЕ, на которой часть депутатов "зашикала" выступавшего в поддержку российской позиции генерального секретаря организации Турбьерна Ягланда, тот окончательно убедился, что не сможет преодолеть сопротивление агрессивного меньшинства, представляющего страны Прибалтики, Украину и Британию. Впервые Ягланд в публичном выступлении допустил выход Москвы из Совета Европы в связи с неуплатой членских взносов.
В этой связи генсек готовит скорректированный бюджет организации, с учетом уже сложившегося дефицита в 18 миллионов евро. Многие эксперты считают такое развитие событий финансовой катастрофой поскольку, как пишет немецкий Focus, "Совет Европы уже экономит на всем" - от печати парламентских документов до переводчиков. А если в общий котел проблем добавить решение Турции сократить на две трети свой взнос в Совет Европы, принятое опять же из-за агрессивного политиканства этой международной организации, то, как комментирует французское издание Atlantico, "риск разрушения Совета Европы и его превращения в придаток Евросоюза особенно возрастает".
Возможностей, а главное времени на поиск компромисса с Москвой у Ягланда фактически не осталось. Как заявил вице-спикер Госдумы Петр Толстой, возглавляющий российскую делегацию в ПАСЕ, "нам ближе тот выход из сложившегося тупика, который позволит сохранить чувство собственного достоинства и никак не ущемит национальных интересов". "При сохранении статус-кво мы в цирке с конями не участвуем", - подчеркнул Толстой, имея в виду шутовскую выходку члена украинской делегации, вышедшего во время осенней сессии ПАСЕ на трибуну в резиновых перчатках, чтобы защититься от России.
По мнению председателя международного комитета Совета Федерации РФ Константина Косачева, для русофобов в ПАСЕ "главное не ПАСЕ и не Совет Европы, а возможность продолжать сводить межгосударственные счеты". Похоже, многие политики в Москве разуверились в способности ПАСЕ проявлять здравомыслие и теперь ищут формулу, которая позволит России вести диалог с Советом Европы после выхода нашей страны из организации. При сохранении нынешних тенденций в деятельности Парламентской ассамблеи нелепо рассчитывать, что к январю она откажется от санкций и примет во внимание мнение независимых международных юристов о том, что ограничительные меры "противоречат духу устава Совета Европы". Напротив, на зимней сессии ПАСЕ в январе мы увидим новый всплеск антироссийской истерии под предлогом борьбы за европейские ценности. А значит, выход России из Совета Европы и, как следствие, отказ нашей страны от исполнения решений Европейского суда по правам человека выглядит неминуемым.
По словам Косачева, если у России и ПАСЕ не появится возможность для регулярного диалога в дальнейшем, наша страна "в любом случае будет направлять делегациям ПАСЕ приглашения на те мероприятия, которые проходят в Москве по парламентской линии, и готова откликаться на аналогичные приглашения со стороны Парламентской ассамблеи".