Он напомнил, что такую задачу поставил президент и регионы уже получили для этого соответствующее право. "Конечно, нужно подходить индивидуально, учитывая конкретную обстановку в регионе - число проживающих там людей старшего возраста, уровень их социальной защищенности, возможности бюджета для оказания мер социальной поддержки. Но базовые инструменты могут быть общими", - отмечает сенатор. По его мнению, для пожилых можно создавать стационары кратковременного пребывания, в которых люди получали бы всю необходимую медицинскую и психологическую помощь, но не чувствовали себя пациентами больниц. "Это могут быть и учреждения гостиничного типа для пожилых граждан, нуждающихся в уходе, - рассуждает сенатор. - Чтобы родственники, ухаживающие за пожилым человеком, имели возможность уезжать по делам, на отдых". Должны создаваться и гериатрические центры.
Как подчеркивает главный внештатный гериатр Минздрава России, директор Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ имени Н.И. Пирогова Ольга Ткачева, сегодня ставится вопрос о создании гериатрического патронажа. "Врач гериатр и врач-терапевт - не одно и тоже, - уточняет Ткачева.- Терапевтическое образование - это базис знаний гериатра. Но гериатр должен прежде всего знать о возраст-ассоциированных проблемах здоровья своих пациентов. Например, уметь оценивать у пожилого человека уровень тревоги и депрессии, риск падения, нарушения зрения, слуха, а также функциональные состояния, то есть насколько человек самостоятелен, может себя обслужить, приготовить еду, убраться дома. Функциональность - важный момент, который сейчас не оценивает ни один врач в поликлинике". По словам Ткачевой, к 2024 году в России должно быть подготовлено 2 тысячи гериатров и 68 гериатрических центров. "На самом деле это мало, потому что это один гериатр на 20 тысяч населения в амбулатории и одна койка на 2 тысячи населения старше 70 лет. Но ведь с чего-то надо начинать", - добавляет Ткачева. В регионах, по ее словам, должны выстраиваться системы патронажных служб (такие уже есть в Москве), в составе которых будут и врачи с навыками гериатрической помощи. "Гериатрия в России только зарождается, и полноценое обучение врача-гериатра - длительный процесс", - уточнила Ткачева.
Но не только качественная медицина продлевает жизнь. По мнению Валерия Рязанского, человек и физически, и умственно медленнее стареет, пока чувствует свою значимость, имеет какое-то занятие. "Искренне убежден: ничем не занятый пенсионер - злейший враг самому себе, - подчеркивает сенатор. - В 65 лет жизнь только начинается! В 20 ведущих странах Европы возраст выхода на пенсию приближается к 65-67 годам, а в некоторых странах и к 72-м. Но и после выхода на заслуженный отдых люди там продолжают сохранять деловую активность. Государство их в этом поддерживает". По мнению сенатора, формы занятости для людей старшего возраста могут быть разные. "Кто-то продолжает активную трудовую деятельность - это обычно свойственно врачам, учителям, представителям науки и творческих профессий. Продолжая трудиться, люди даже не замечают перехода из одной возрастной группы в другую, - подчеркивает Рязанский. - Ну а кому-то для активного долголетия нужно будет открыть для себя что-то новое: научиться петь, рисовать, танцевать, плавать... И здесь важно создание досуговых центров творчества для возрастных посетителей". Естественно, что плата за нахождение там если и будет, то минимальная, добавляет сенатор.