5 фильмов-хитов режиссера Марка Захарова

13 октября режиссер театра и кино, педагог и сценарист Марк Анатольевич Захаров отмечает 85-летний юбилей. Он снял менее десятка фильмов, и каждый из них принес Марку Захарову оглушительный успех: зрители до сих пор с удовольствием смотрят "Обыкновенное чудо" под Новый год, смеются над приключениями барона Мюнхгаузена и напевают "Уно моменто".

"РГ" поздравляет Марка Анатольевича с юбилеем, желает ему долгих лет, неиссякаемого вдохновения и новых творческих планов.

1. "12 стульев"

В 1976 году в прокат вышел четырехсерийный фильм "12 стульев", который стал второй - после версии Гайдая - в СССР полной экранизацией одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Сам Захаров называл этот фильм "литературно-музыкальной композицией с текстом, который не является прямой речью".

В картине режиссер собрал звездный состав: Ролана Быкова, Николая Скоробогатова, Олега Табакова, Георгия Вицина, Любовь Полищук, Лидию Федосееву-Шукшину. А Андрея Миронова и Анатолия Папанова на главные роли утвердил без проб. В фильме снялся и юный Александр Абдулов, которого Марк Захаров заприметил еще на 4 курсе ГИТИСА.

Несмотря на то, что премьера первой серии не принесла ожидаемого успеха, показ следующих был воспринят зрителями "на ура" и "лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся!"

2. "Обыкновенное чудо"

В следующем, "новогоднем" фильме Марка Захарова "Обыкновенное чудо" (1978) по одноименной повести Евгения Шварца сыграли сразу два любимых артиста режиссера: главную роль влюбленного Медведя сыграл Александр Абдулов, а на роль Волшебника ждали только Олега Янковского. Романтическая комедия об остепенившемся волшебнике, который обещал больше никогда не творить чудес, однако не смог удержаться и превратил Медведя в красивого юношу, тронула сердца советских зрителей.

Благодаря мудрой сказке, в которой философский образ Волшебника-творца сочетается с лирическими и сатирическими образами влюбленных, Захарову удалось доказать всем, что он "не случайный человек в кинематографе".

3. "Тот самый Мюнхгаузен"

В 1979 году Марк Захаров начал работу над фильмом "Тот самый Мюнхгаузен", в основу которого легла пьеса Григория Горина "Самый правдивый".

На главную роль в фильме о бароне-фантазере Мюнхгаузене режиссер потребовал утвердить Олега Янковского, несмотря на то, что в этом был элемент риска, ведь актер сложился не как артист комедийного толка, а как персонаж с упрямым и волевым характером. Однако все опасения съемочной группы оказались напрасными - Янковский воплотил на экране умного, ироничного, тонкого Мюнхгаузена, с уст которого сорвалась уже крылатая фраза: "Умное лицо - это ещё не признак ума".

Роль Мюнхгаузена в этой картине считают одной из лучших в репертуаре Янковского.

4. "Формула любви"

В 1984 году Марк Захаров работал над вольной экранизацией повести Алексея Толстого "Граф Калиостро", которая в прокате получила название "Формула любви". История о знаменитом авантюристе XVIII века, который приезжает в Россию и пытается найти универсальную формулу загадочного чувства под названием "любовь", имела необычайный успех у публики.

Картина мгновенно стала одним из "фильмов-цитатников", и особенно запомнилась зрителям псевдоитальянская ария "Неаполитанская песенка" с известным припевом "Уно-уно-уно-уно моменто". Ее напевали подручные графа - актеры Александр Абдулов и Семен Фарада - каждый раз, когда граф замышлял новое дело.

5. "Убить дракона"

История о храбром Ланцелоте по мотивам пьесы-сказки Евгения Шварца "Дракон" стала последней на сегодняшний день картиной Марка Захарова. В главных ролях вышедшего на экраны в 1988 году фильма - неизменные любимцы не только режиссера, но и всего СССР - Александр Абдулов (Ланцелот) и Олег Янковский (трехглавый дракон).

Это не просто повесть о деспотичном Драконе или странствующем Ланцелоте, но о противостоянии человеческого достоинства деспотизму, тирании. Однако, чтобы по-настоящему стать свободным, каждый сперва должен освободиться от внутреннего рабства...