Дело в том, что Покровские ворота - старая московская площадь, воплощающая в себе дух прежней Москвы, получили свое имя от храма Покрова Божьей Матери. А храм, в свою очередь, был освящен в честь большого праздника - Покрова Пресвятой Богородицы, или, как сокращали в народе, Покрова. И этот любимейший праздник выпадает на золотую осень - Покров Пресвятой Богородицы отмечают 14 октября. Так что листва кружилась над мостовой в "Покровских воротах" совсем неслучайно. К храму, подарившем название и площади, и старой московской улице (Покровка), и тонкому фильму, мы еще вернемся, сначала о празднике, о Покрове.
Слово "покров" всегда означало не столько то, что покрывает - покрывало, плат, сколько защиту. И праздник Покрова Пресвятой Богородицы - это день в честь той защиты, которую нам дарует Богородица. Скажу сразу, Покров всегда горячо любили в народе, это был день особый - на Покров не работали; по тому, какая погода случалась на Покров, судили, какая впереди зима. Наши предки говорили: "Снег на Покров - зима выдастся снежная, но если он не покроет на Покров землю - и зима будет бесснежной". Пока в Москве ничего снега не обещает, зимой посмотрим, сработает ли примета в этом году. Говорят, когда метеорологов было много меньше, народные прогнозы не обманывали.
Но что же легло в основу праздника Покров Пресвятой Богородицы? 14 октября вспоминают удивительное событие, произошедшее в середине X века в храме во Влахернах - на окраине Константинополя. Христианский Константинополь был тогда столицей Византийской империи, которой правил Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости. Несмотря на свою ученость, Лев VI был посредственным военачальником, поэтому богатый Константинополь мог показаться особенно легкой добычей для всех, кто бы вознамерился его завоевать. Летописи свидетельствуют, что такими желающими оказались наши предки славяне, тогда еще язычники. В походе участвовал прославленный Пушкиным "вещий" Олег со своими дружинами. Правитель Киева уже совершал дерзкие и успешные набеги на Византийскую империю, поэтому его боялись.
Как сообщает церковное предание, в день, когда тревога жителей Константинополя была особенно сильна, христиане собрались в храме во Влахернах - помолиться Богородице перед ее платом - мафорием. Был в храме в это время и раб византийского вельможи Андрей, Христа ради юродивый, родом славянин. Именно Андрей и увидел во время моления Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную сонмом ангелов и святых.
Преклонив колена, Дева Мария со слезами молилась за христиан, а потом, сняв со Своей головы плат, распростерла его над стоящими в храме, защищая их от врагов видимых и невидимых. Как сообщает предание, Андрей, трепеща, спросил стоявшего рядом с ним своего товарища Епифания, видит ли он "Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире!" "Вижу, святый отче, и ужасаюсь!" - ответил Епифаний.
Летописи свидетельствуют, что по неведомым причинам корабли с дружинами славян развернулись назад, Константинополь был спасен. Это явление Пресвятой Богородицы, которая Своим Покровом защищает всех, ищущих Ее заступничества, и вспоминают во время праздника.
Удивительно, но отмечают этот день только в России: хотя само явление Божией Матери произошло в Византии, в греческом календаре этого праздника нет. Парадокс: событие, которое можно было бы посчитать военным поражением наших предков, Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Богородицы за всех православных христиан. В чем же дело? По словам епископа Василия Родзянко, такое "самоотречение - историческое, народное - неслучайно". Оно свидетельствует о том, что народ несет в себе "мощь правды", глубинное понимание того, что истинно, а что нет. Поэтому любовь к этому празднику свидетельствует о глубокой нравственной силе и чистоте нации.
Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы был установлен в XII веке. Тогда же была построена и первая церковь в честь этого события. Святой князь Андрей Боголюбский в память о своем старшем сыне Изяславле, погибшем от ран после похода в Волжскую Булгарию, повелел возвести храм Покрова - на реке Нерль: шедевр мирового зодчества.
О популярности праздника говорит и то, как много в России возведено церквей в его честь: только в Москве и Московской области до революции их было больше ста. Уже упомянутая, и сегодня уже, - увы! - не несуществующая церковь Покрова в Садех (то есть у великокняжеских садов), известная аж с 1488 года, оставившая на память о себе Покровскую улицу и Покровские ворота. Или всем известный собор Покрова на Рву, он же храм Василия Блаженного, возведенный в честь взятия Казани и победы над Казанским ханством, случившейся в день Покрова Пресвятой Богородицы в 1552 году. Ну а церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690-1694г.г.), к примеру, была заложена в виде деревянного храма еще 1619 г, знаменуя победу над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.
Возводили каменные Покровские храмы и в честь избавления от нашествия французов, взамен сожженных и поруганных святынь. Многие из Покровских храмов возводились именно в честь воинских побед, наши предки были убеждены: Богородица простирает Свой Покров над Россией, и ценили это.