Только что театр провел третий Международный фестиваль Мартина МакДонаха, выдающегося ирландского драматурга, кинорежиссера, лауреата премий "Оскар". Театры из 10 стран представили 25 постановок, играли их целую неделю, порой по четыре-пять в день. И завершающим аккордом стало празднование 30-летия театра "У Моста".
Основателя, худрука театра Сергея Федотова считают российским первооткрывателем Мартина МакДонаха. В 2004 году он первый в России поставил пьесу "Сиротливый Запад", спектакль был номинирован на "Золотую маску", получил множество премий, объехал пол-Европы. "У Моста" - единственный в мире театр, который поставил все восемь пьес драматурга.
Сергей Павлович, как, с чего началась любовь к драматургии МакДонаха? Чем вас привлекли его пьесы?
Сергей Федотов: Это чудо случилось 13 лет назад. Я увидел в пражском театре Сinoherni Klub спектакль "Сиротливый Запад", который меня потряс, ошеломил, ранил. Режиссер Ондрей Сокол открыл для Европы неизвестного ранее МакДонаха. В России тогда вообще про него не слышали.
С первых же минут я понял, что вижу что-то необычайное. Чешский язык я знаю - в Чехии поставил 15 спектаклей, поэтому все понимал. Персонажи, взаимоотношения, диалоги - все новое, необычное, парадоксальное. Почувствовал сильнейший поток энергии - ирландской, загадочной, магической. Люди в Ирландии особенные, невероятно харизматичные. Внешне они грубые, неприветливые, жесткие, а вместе с тем на удивление добрые. Как в нашей песенке: "Там живут несчастные люди-дикари, на лицо ужасные, добрые внутри". В Ирландии нам рассказали: "Ирландец для гостя сделает все - спасет, обогреет, накормит. Душа его открыта. Но если тот, не дай бог, его обманет - он перережет ему глотку".
Уже во время спектакля я понял, что обязательно должен поставить эту пьесу. До этого я ставил только классику, практически всего Гоголя, несколько пьес Шекспира, Булгакова, Достоевского.
По моей просьбе чешский сценограф и мой друг Адам Питра "выкрал" для меня в театре чешский экземпляр пьесы. Пока я ехал в поезде домой, перевел пьесу на русский. Мы поставили "Запад" ровно за десять дней. И с удивлением узнали, что в России уже переведена и опубликована первая пьеса МакДонаха "Королева красоты". Но никто из режиссеров ее не заметил, не поставил. И этот спектакль мы тоже сделали за десять дней. И никак не могли напиться этой новой "живительной влаги"! И когда я ставил вторую, уже знал, что должен взять и третью - "Череп из Коннемары".
И вот тут уж Россия взорвалась - все захотели ставить МакДонаха. Захотеть-то захотели, а сделать смогли немногие. Ведь это невероятная загадка.
Ваш театр единственный в мире, поставивший все пьесы МакДонаха. А в других городах вы его ставили?
Сергей Федотов: Да, мы поставили все восемь его пьес и считаемся главными специалистами по МакДонаху. Меня постоянно приглашают на постановки в другие города.
Валерий Золотухин будучи в Перми, случайно попал в наш театр и был просто ошеломлен. Театр "У Моста" он назвал "Пермской Таганкой" и пригласил меня на постановку. Вскоре я выпустил "На Таганке" "Калеку с Инишмана". Спектакль с успехом идет уже седьмой сезон.
Потом я поставил две пьесы МакДонаха в новосибирском театре "Старый дом", в Челябинском Камерном театре несколько лет идет моя "Королева красоты".
В наших ближайших планах - новая, девятая пьеса ирландца - "Очень-очень-очень темная материя". 12 октября состоится мировая премьера в Лондоне, и сразу после этого МакДонах передаст пьесу нам. Сейчас выпускает спектакль Bridge Theatre (Театр Мост - тоже мистика!) режиссер Мэтью Данстер.
А в Ирландии вы побывали? Чтобы проникнуться духом…
Сергей Федотов: После первой же постановки МакДонаха я начал мечтать о поездке в Ирландию. И вот через 13 лет наша группа - почему-то из 13 человек! - вылетела в Дублин 13 февраля! А из Дублина ехали в город Голуэй (где происходят события пьес МакДонаха) на автобусе номер13!
Все говорят: 13 - "чертова дюжина", несчастливое число. А мне с детства всегда везет на 13. Для меня это знак удачи. Когда наш спектакль "Калека с Инишмана" был номинирован на "Золотую маску", нам выпало играть 13 апреля. И как только мы сели в поезд и я увидел, что у нас 13 вагон, я всем артистам объявил, что "Маску" мы получим. И мы ее получили!
Когда мы прилетели в Ирландию, первым делом поехали на остров Инишман, чтобы устроить там репетицию. Потом гуляли прямо в костюмах по острову и в заброшенных домах нашли много старинных вещей. Они участвуют у нас в спектаклях. А когда мы сыграли "Калеку" в Дублине, ирландцы сказали нам, что мы МакДонаха играем даже лучше ирландцев!
А как вы встретились с Мартином?
Сергей Федотов: Это тоже мистика. Когда мы в 2014 году перед первым фестивалем готовили к выпуску первую в мире книгу "Театр и фильмы Мартина МакДонаха", ирландского профессора Патрика Лонергана, я должен был поехать к Патрику в Ирландию - решить вопросы по изданию. И вот я иду по городу Голуэй и из паба выходит… МакДонах. Я говорю: "Привет, Мартин!". Он: "Привет. А ты кто?" - "Я Сергей Федотов".- "Да, знаю. Пермь, фестиваль! Я приеду". Правда, так и не приехал.
Это же совершенно невероятно! МакДонах живет в Лондоне, сейчас снимает фильмы и постоянно бывает в Голливуде, в Ирландии появляется крайне редко, может, раз в год. Но вот именно в этот день! И в эту минуту! Я шел мимо именно того ирландского паба, а он вышел из него на улицу подышать. Один шанс на миллиард, что мы встретимся. Мистика, чудеса преследуют меня везде, я все время наблюдаю знаки и научился их понимать. Уверен, мне помогают высшие силы.
Составить афишу фестиваля только из пьес одного драматурга, наверное, нелегко?
Сергей Федотов: Когда мы готовили первый фестиваль, нам говорили, что мы не сможем собрать столько постановок МакДонаха, чтобы составить программу на семь дней, но мы собрали. И даже играли по два-три спектакля в день. А через два года уже было более 120 заявок со всего мира. В этом году - более 160-ти, и уже сейчас есть на следующий фестиваль 2020 года!
На нынешнем фестивале мы показали семь постановок "Сиротливого Запада" на иранском, сербском, венгерском, молдавском, грузинском и русском языках… Залы были битком! Многие посмотрели разные версии.
Есть ли еще любимые авторы у вас?
Сергей Федотов: Конечно! Гоголь в первую очередь. Мы поставили почти все произведения Гоголя. Я нашел свою особую театральную стилистику при постановке его произведений - магия, мистика, чертовщина. Фантастический реализм, психологический гротеск. Также очень люблю Булгакова. Четыре раза ставил "Мастера и Маргариту" - дважды в Польше, потом в Чехии, а затем в своем театре "У Моста", и играем его уже 15 лет.
Каждый месяц у нас более 60-ти представлений и уже 30 лет каждый день аншлаги. Причем стоимость билетов до 3500 рублей. Есть спектакли, которые идут больше 20-ти лет. "Панночка" - 28 лет, "Зверь" - 29, "Женитьба" - 27.
Я никогда не осовремениваю классику, абсолютно не приемлю в театре так называемый постмодернизм. Видимо, поэтому мой "Ревизор" десятый год в репертуаре Театра Ленсовета в Петербурге. "Игроки" в Челябинском Камерном театре идут уже 15 лет. "Зойкина квартира в Русском театре Таллина играется больше 10 лет.
Другим режиссерам вы даете работу в своем театре?
Сергей Федотов: Безусловно. Считаю, что артистов нельзя "кормить" только своим методом, как бы он ни был хорош. В каждом сезоне 2-3 спектакля выпускают приглашенные режиссеры. В прошлом сезоне, например, ставили белорус Андрэй Савасцей, грузин Вахтанг Николава и москвич Владимир Берзин. Я не боюсь конкуренции. У нас даже ставил выдающийся польский режиссер Кшиштоф Занусси.
Как бы вы сами охарактеризовали стиль Федотова?
Сергей Федотов: Энергия, мистика, гротеск и парадокс. В моих спектаклях очень мощная энергетика. Они воспринимаются почти как сеанс гипноза.
В фестивале активно участвовали ваши студенты. Готовите себе кадры для труппы?
Сергей Федотов: Да. Это третий актерский курс Пермского института искусств. Мастерская базируется в нашем театре. Это мой первый набор за 30 лет, все не было времени на преподавание. Можете представить - 170 фестивалей, более 200 гастрольных поездок, пять турне по европейским столицам. За основу обучения я взял систему Анатолия Эфроса в ГИТИСе, считавшего, что каждый год студенты должны заканчивать выпуском спектакля. А я решил, что мы будем выпускать по спектаклю каждый семестр, и вот уже мы имеем шесть курсовых спектаклей. Студенты играют их на нашей сцене по три-четыре раза в месяц. Причем играют бесплатные спектакли, таким образом мы привлекаем новых зрителей. А еще бывают совместные спектакли, где студенты играют вместе с мастерами сцены. Такие спектакли имеют особо мощную энергетику и еще сильнее укрепляют уклад Театра-Дома, Театра-Семьи.