Если в начале 2000-х годов время от появления идеи до вывода биржевого или банковского продукта на рынок проходили годы, то сейчас финансовые сервисы создаются "по щелчку" пальцев. Классическая банковская индустрия в том виде, в каком мы ее знаем, на горизонте 10 лет перестанет существовать. К такому выводу пришли участники "круглого стола" "Agile в финансах: новые вызовы для сотрудников" Российской экономической школы.
Примеров уже сейчас хватает. У многих, например, есть смартфон, которым можно платить за кофе. Половина транзакционного дохода банка при этом уходит производителю смартфона. В банковский сектор приходит все больше конкурентов, появляются "уберизированные" сервисы (по аналогии с сервисом для вызова такси Uber). Они могут одобрить заявку на ипотеку за полчаса - ни один банк пока не может конкурировать с такой скоростью. "У банков выбор небольшой - быть такими же крутыми или превратиться в простую транзакционную машину", - полагает начальник отдела управления семействами приложений Райффайзенбанка Николай Кныш.
Банки все чаще переходят гибкую методологию разработки. Кто успел создать нужный клиентам продукт быстрее, тот и выигрывает в конкурентной борьбе.
- Зачастую крупные финансовые организации, которые делают более качественный продукт, но позднее проигрывают конкуренцию более мелким игрокам, - отметил директор департамента операционных рисков, информационной безопасности и непрерывности бизнеса Московской биржи Сергей Демидов.
Ключевым вызовом для сотрудников финансовых компаний он назвал изменение образа мыслей людей. Главным критерием при разработке банковских, страховых и других продуктов всегда была надежность. Задача разработчика - не допустить потери денег клиента. Но на то, чтобы продукт прошел все испытания и тесты, нужно много времени. А рынок диктует свои условия, на нем появляются "выскочки", которые быстро делают хорошие технологичные продукты.
- Люди, которые работают внутри банковской среды, должны адаптироваться к новым реалиям, чтобы делать конкурентоспособные продукты на динамичном рынке, - подчеркнул Сергей Демидов. - Это достаточно тяжело. Мы это видим по торговым системам - людям тяжело поступиться принципами надежности и сделать чуть больше функционала и чуть раньше.
Эксперты предупреждают, что ценности невозможно поменять за один день. Для любого человека изменения - это стресс, потому что приходится по-другому думать, перестраивать процессы. "За время своей работы банк накапливает массу всяких процессов, которые описывают все на свете, - отметил Николай Кныш. - Кроме того, существуют требования регулятора, которым нужно соответствовать, а также зависимость от поставщиков программного обеспечения". Однако главная проблема, по его словам, в том, что никто не понимает, что такое гибкая разработка и зачем она нужна банкам. Только зная ответ на эти вопросы, стоит затевать трансформацию, полагает эксперт, потому что она потребует больших затрат - как финансовых, так и человеческих.