Новый триллер Романа Полански препарирует муки творчества

Когда б вы знали, из какого сора растут ... романы. Об этом рассказывает новый психологический триллер Романа Полански "Основано на реальных событиях", который вышел в российский прокат. В слове "новый" есть некоторая натянутость - фильм Полански был показан год назад во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля, но до российских кинотеатров добрался только сейчас. Впрочем, для зрителей это только к лучшему - готовясь ко встрече с фильмом, они могли прочитать роман писательницы Дельфин де Виган, по которому он снят. А потом сравнить ощущения от романа и экранизации. Хотя жизнь показывает, что такие сравнения - дело неблагодарное: редко какая экранизация лучше литературного источника. И нужно сказать, что Полански, при всем своем мастерстве и опыте экранизаций, также не превзошел книгу.

Однако будем исходить из того, что фильм - отдельное произведение. Утомленная успехом писательница - в этой роли Эммануэль Сенье - встречает девушку. Те, кто подумали, что за этим последуют модные нынче отношения в ЛГБТ ключе, разочаруются. Взаимопроникновение окажется гораздо глубже. Полански расскажет историю, в которой два человека, две женщины, два творца идут навстречу друг другу и переплетают свои судьбы, прекрасно осознавая последствия. Как им кажется. Впрочем, в первой части картины обоюдная игра между персонажами совершенно не просчитывается, и смотреть на нее даже немного скучно. Знаменитая успешная романистка со сложившимся кругом знакомых, к лучезарному образу жизни которой все мечтают примкнуть и погреться в лучах этой славы. У нее есть заботливый агент, дети - но они выросли и покинули мать, и даже близкий друг - его играет Венсан Перес, который специально приезжал в Россию представить картину на открытии Недели французского кино. Однако и писательница, и ее друг - также известная и популярная личность в мире литературы - предпочитают отношения, когда один не мешает другому и каждый живет своей жизнью. На самом деле тут можно поставить знак равенства - каждый из них глубоко одинок.

Когда в жизнь писательницы Дельфин врывается она (а новую знакомую зовут Эль, что в переводе с французского означает "она") в исполнении Евы Грин - тот редкий случай, когда актриса не только красива, но и умна или умеет сыграть ум, который светится в ее глазах - автор популярных романов уже на последней стадии усталости. Она ненавидит людей, страдает от общения и абсолютно выжжена внутри. Раньше бы сказали, что ее пугает белый лист, на котором она не может ничего написать. Но сегодня так - ее пугает белый экран компьютера. И в первой части фильма, когда Эль - полное имя Элизабет - каким-то образом прорывая людскую стену, входит в жизнь писательницы, вторую хочется все время предупредить - мол, что же ты, дура, такая доверчивая, неужели не видишь, что новая знакомая играет с тобой в какую-то странную игру? Она крадет твои блокноты, роется в твоих записях, примеряет на себя твою жизнь. А ты ей все отдаешь добровольно - ключи от квартиры, пароль от компьютера, базу контактов и телефоны друзей. Она использует тебя, а ты что - настолько устала, так одинока? И неужели Полански, который так умел держать напряжения в своих фильмах, также подустал и находится в творческом кризисе.

Но с той минуты фильма (примерно в середине), когда понимаешь, что мотив использования есть и у самой писательницы Дельфин, действие становится интересным. Для сравнения - эти отношения похожи на те, что происходят между героями Дэниэл Дэй-Льюиса и Вики Крипс в фильме Пола Томаса Андерсона "Призрачная нить", когда жена подтравливает мужа грибами (поскольку когда он болеет, то принадлежит лишь ей одной), а он сам охотно на это идет, таким образом вступая в особый род взаимодействия со своей любимой. Потому что отношения, построенные по принципу "плохой-хороший", как правило, сделаны по молчаливому согласию сторон. Один выбирает "хорошесть", чтобы кто-то был плохим. А "плохиш" осознанно становится таким, чтобы получить желаемое от "белого и пушистого" партнера.

В начале отношений между двумя женщинами писательницу даже не насторожило, когда новая знакомая призналась, что она пишет книги за других - по сути, литературный негр. Или только так кажется, что не насторожило. Отношения же заходят все дальше. И кто из них пишет, а кто пытается забыться - большой вопрос. И тут же вспоминается классический триллер "Мизери" 1990 года. Режиссер Роб Райнер экранизировал роман Стивена Кинга, в котором рассказывается о том, как "поклонница номер один" похищает известного писателя и заставляет его переписывать романы так, как хочется ей, подвергая его физическим пыткам. Неужели Полански стал плагиатором?

Скажем прямо: Роман Полански - извращенец. Речь не об его взаимоотношениях с молодыми девушками, которые рассматривают в судах нескольких стран. Но о том, что в своих фильмах, будь то "Ребенок Розмари", "Пианист", "Призрак", "Резня" и других, режиссер исследует природу человеческого зла. В детстве столкнувшись с проявлением ужаса, который один человек может нанести другому - имеется в виду гетто - Полански не ушел от этой темы в своем творчестве. Извращения психические, мистические, политические, социальные -  их исследованием интересны все его работы. Полански никогда не показывает благопристойность - ему это неинтересно. Его занимает, что именно люди скрывают под своими приличными масками, в данном случае он разбирается в проблеме на примере писательского творчества. Однако этот триллер, если сравнивать с другими фильмами Полански - довольно причесанный и гладкий. Он не хватает эмоционально, не заставляет переживать, вскакивать с кресла, образно говоря, рвать на себе волосы. Фильм "Основано на реальных событиях" получился таким, что при просмотре просто хочется констатировать: да - увы, но это так. А уж кто кого и как использует - это как некая детективная составляющая, которая довольно спокойно и даже вяло раскрывается на протяжении всего фильма и заканчивается так, как, по большому счету, и должна была бы.

В этой картине Полански проявляется больше не как мастер сюжета, но как мастер деталей. Он так подробно показывает, как одна женщина превращается в другую, один автор становится другим, примеряя на себя в целях успешного творчества образ чужой жизни, внедряясь в него любыми путями, словно плетет свою "призрачную нить". И это в итоге приводит к мысли о том, что режиссеру, вслед за писателем, хочется донести: жить своей особенной жизнью в мире могут немногие. На подражании и отражении построено невероятное количество судеб. Если вовремя появится человек, готовый примерить на себя вашу жизнь,  который, пусть даже путем разрушения, еще и спасет от катастрофически благопристойной ситуации, из которой никогда не может родиться настоящее творчество, почему бы и нет?

Кстати

В фильме Полански очень сильная запоминающаяся музыка знаменитого композитора Александра Деспла. "Мне нужна была атмосфера саспенса, тревожной неизвестности, - говорил Полански в интервью, и Деспла прекрасно справился с задачей. Сценарий же картины написал другой знаменитый режиссер и автор сценариев Оливье Ассайас. Именно он переложил 500 страниц романа в основу для киноповествования "Два последних фильма Оливье были о женщинах. Я знаком и с другими его работами, которые он писал для других режиссеров, и был наслышан о его таланте и работоспособности. Я решил, что он напишет замечательный сценарий, который можно будет сразу же отдавать в работу" - рассказывал Роман Полански в том же интервью.