Практически в каждом регионе есть свои программы поддержки сельских учителей. Например, в Калмыкии начинающим педагогам выплачивают единовременно 100 000 рублей. В Сахалинской области молодым специалистам положена 25-процентная доплата "за село", 20 процентов - за высшее образование, северные и другие надбавки. В течение первых трех лет им положена 40-процентная прибавка к окладу из областного бюджета.
А в Ростовской области по сравнению с городскими преподавателями сельские учителя получают на 25 процентов больше при одинаковых нагрузках. Кроме того, муниципалитет "гасит" затраты на коммунальные услуги семье, в которой есть сельский учитель. Можно приезжать на работу из города, и льгота все равно сохраняется.
Омскую систему образования в этом году пополнил 721 молодой педагог. И почти половина отправилась на село.
Одна из причин - возможность решить жилищную проблему.
- Это самый важный фактор, - говорит педагог начальных классов Лидия Пензенская. - В городе получить квартиру нереально, снимать - никаких денег не хватит. А здесь не успела приехать - вот тебе ключи.
19-летнюю Лидию родители первоклашек сначала встретили настороженно - "сама еще ребенок". Но, когда поняли, что девушка работает под руководством опытных наставников, успокоились.
- В школе хороший коллектив. Только начала работать, предложили бесплатно пройти повышение квалификации, - делится молодая учительница. - В классе семь сорванцов. Смышленые, забавные, все уже умеют читать и писать. После уроков приходят ко мне в клуб, где я веду кружок "Умелые ручки".
Местные власти выделили ведомственное жилье и 20-летнему учителю физкультуры Игорю Литвинову, который прибыл в Новокиевское село из Казахстана.
- Небольшая, но уютная двухкомнатная квартира с отличным видом из окна. Сказали, что частично будут компенсировать и "коммуналку". А если отработаю в школе 10 лет, то стану собственником, - пояснил "РГ" Игорь.
Конечно, как признаются молодые педагоги, дороги и качество интернета в селе могли быть и лучше. Зато есть и плюсы. Магазины, аптеки, клуб, остановка транспорта - все под боком. Зарплата - вполне достойная.
- Учитывая, что помимо обычных ребят я буду вести уроки и в коррекционных классах, сразу дали прибавку. В целом буду получать 35 тысяч рублей, - говорит Игорь Литвинов.
Молодым сельским учителям в Омской области платят подъемные, дают прибавку к окладу в размере 20-60 процентов (на усмотрение руководства школы). Плюс компенсация "коммуналки" в размере 2,3 тысячи рублей.
В регионе проходят конкурсы молодых учителей "Дебют". А недавно в Омске лучшие мировые практики педагогам показали коллеги из Сингапура. По словам специалистов, сингапурская система превращает урок в интеллектуальную игру. И теперь сельские учителя применяют эти методики в своей практике.
С сентября по распоряжению Омского правительства на пять процентов выросли оклады учителей, в том числе и молодых. Такая мера вполне оправданна - учеников становится больше, кадровый дефицит растет. Сейчас в школах региона остаются вакантными более тысячи мест.
...Учительница истории Яна Терещенко отучилась в пединституте и вернулась работать в родной район - в село Полеологово Пензенской области. Сейчас в ее школе около ста учеников.
- Страшно было идти на первый урок, - признается Яна Андреевна. - Девятый класс встретил меня вопросом: "А вы зачем к нам приехали?" Я честно призналась, что с детства люблю историю и хочу, чтобы дети ее тоже полюбили. Любовь к науке, как и к хорошему человеку, с годами крепнет.
Яну Андреевну в школе знают даже первоклашки, хотя на урок к ней они попадут не раньше пятого класса. "Историчка" - самая обаятельная и привлекательная, с этим не поспоришь, и дети к ней тянутся. У молодого педагога есть свой взгляд на развитие школьного образования. Поэтому на вопрос: что изменила бы в школе, будь министром образования? - не задумываясь отвечает: сделала бы так, чтобы основные дисциплины проходили до 9-го класса, а в 10-м и 11-м занимались лишь углубленным изучением дисциплин и подготовкой к поступлению в вуз. Иначе получается, что шестиклассники зубрят историю Франции средних веков, а те, кто уйдет из школы после девятого класса, так и не поймут, откуда взялся Евросоюз. Да и события новейшей отечественной истории останутся для них непройденным материалом.
Вообще на селе учитель по-прежнему в большом почете. Яна Андреевна это чувствует на себе: каждый с ней на улице здоровается, пропускают вперед в автобусе… А дети искренне стараются сделать приятное, натерев дочиста доску перед уроком.
- В городской школе "здрасьте" в коридоре никто не скажет. Лишь бы на перемене не снесли, а то и такое бывало в педагогической практике, - улыбается Яна Андреевна.
Она уже получила первую зарплату. За работу в сельской местности ей установлен повышающий коэффициент к окладу в размере 0,35. И полная компенсация коммунальных платежей, правда, ее выплачивают месяцем позже по факту оплаченных счетов за газ, свет и воду. А еще молодым специалистам предоставляют льготы по ипотеке - процент самый низкий.
Но в селе частный дом в ипотеку не купить, банки не считают такую недвижимость ликвидной и не берут ее под залог. Поэтому своего жилья у молодого педагога нет: приходится каждый день ездить на уроки из родительского дома за 10 километров. По времени недолго, но если опоздаешь на школьный автобус, придется идти пешком с тяжелой сумкой, набитой тетрадями для проверки.
Яна Андреевна обещала довести пытливый девятый класс до выпускного, а там она окончит магистратуру, в которую поступила заочно. Что потом? Не загадывает. Но школа для нее навсегда - это точно.
Можно ли привести региональные программы по поддержке сельских учителей к общему федеральному "знаменателю"?
- Есть программа "Сельский доктор", а "Сельский учитель" - нет, - говорит министр просвещения Ольга Васильева. - Эта идея давно обсуждается. Однако было бы неправильно каждому расписать: ты приезжаешь и получаешь квартиру, машину, еще что-то… А если у региона такой возможности нет? Что делать? Наша страна очень большая, и у каждого субъекта РФ очень много особенностей: климатических, территориальных, региональных. Каждый регион заботится о своих учителях, и это самая большая неправда, что это не так. Я считаю, что если вернуть то недалекое время, когда у нас была практика, когда одновременно приезжали агрономы, молодые врачи, молодые учителя, строились рядом дома, сельская интеллигенция начинала свою жизнь вместе, то, может быть, это было бы удобнее для ребят.
Развитие сельских школ поддержано в рамках нацпроекта "Образование": выделены дополнительные средства на строительство школ на селе и в малых городах. К 2024 году планируется создать свыше 24,5 тысячи новых мест, а также обновить материально-техническую базу 16 000 сельских школ.
В первую очередь для развития цифровой среды, естественно-научного блока и предмета "Технология".
Инфраструктура сельской школы - это еще и школьные автобусы, которые позволяют обеспечивать подвоз из маленьких сел. Надо сказать, что программа "Школьный автобус" зарекомендовала себя очень хорошо.
Ирина Петренко, директор школы хутора Большой Лог Ростовской области:
- В рамках областной программы "Поддержка села" учителя получают у нас 25-процентную надбавку к зарплате. Администрация Аксайского района обещала компенсировать плату за свет, газ, воду. И действительно, один раз в квартал педагогам полностью возвращают расходы на коммунальные услуги. Администрация хутора тоже старается оказать посильную помощь.
Примерно два раза в год из местного бюджета молодым учителям, а также тем, у кого, например, учащиеся победили в районных или областных олимпиадах, выделяется по пять тысяч рублей. Раз в квартал отличившихся премирует и администрация школы. Мы всячески поддерживаем наших учителей, поощряем их участие в различных конкурсах.
Так, наш преподаватель математики Елена Ромашова, которая занимается с особенными детьми, в этом году приняла участие в конкурсе "Учитель года" и заняла 2-е место в номинации "Самый классный классный". Учитель истории Олег Елдинов два года назад принял участие в конкурсе "Учитель года" и стал лауреатом в номинации "Дебют". За свои достижения он получил премию губернатора области - 50 тысяч рублей. Сельская школа дала ему хороший старт, и сейчас Олег Александрович преподает в крупнейшем вузе Ростова-на-Дону.
К сожалению, у администрации нет возможности предоставлять молодым специалистам жилье, а это наиболее острый вопрос. В хуторе нет общежития, а из Ростова в Большой Лог не наездишься.
Вот сейчас срочно нужен учитель химии, но пока никто не соглашается именно из-за того, что жить негде. Раньше у нас химию преподавал аспирант, у него родители живут рядом - в городе Аксае, но специалиста переманила в город коммерческая фирма.
Подготовила Ирина Варламова, Ростов-на-Дону