...Две подружки переодеваются в садовской раздевалке. Болтают без умолку, словно боятся не наговориться. Знают: через несколько минут завтрак, а значит - рот на замок.
- "Когда я ем, я глух и нем" - у детсадовцев эта поговорка отлетает от зубов, - рассказывает автор исследования, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Ольга Савинская. - Но, оказывается, детям очень сложно есть в тишине. Можно было бы превратить "застолье" в подобие обучающих занятий - с вопросами и ответами. Когда воспитатель не "смотритель", стоящий рядом, а соучастник. Точно была бы польза.
Вопрос: а не подавятся? Нет, речь как раз не о болтовне: на один вопрос воспитателя каждый ребенок вполне ответит. А потом можно включить детскую песню или нескучный фрагмент из музыкальной классики. И суп елся бы веселее, и котлета стала бы вкусней.
- Конечно, прежде всего детсад для ребятишек - место, куда идут "поиграть", - рассказывает Ольга Савинская. - Самое ужасное - когда нет друзей (заболели, уехали) и интересных игрушек.
Но сплошь и рядом так: игрушки есть, а играть в них не интересно. Или даже нельзя. Например, у дочки в младшей группе была суровая воспитательница, которая не разрешала на прогулке кататься на машинках: "Сломаете все, а мне потом отвечать!". У ребят, с которыми беседовала Ольга Савинская, тоже хоть отбавляй таких историй. Самая яркая - про горку, с которой нельзя кататься. Можно понять опасения воспитателей: мол, горка высокая, мало ли что. Но если она на территории сада, значит, должна соответствовать требованиям безопасности. Опять же обязанность воспитателя присматривать за детьми на прогулке никто не отменял.
- Прогулки дети любят больше всего - об этом рассказывали абсолютно все, - раскрывает "секреты" малышни Ольга Борисовна. - А вот сон в саду - большое испытание.
Когда первый стресс преодолен, кроватка становится для ребенка маленьким "домом". Там должно быть уютно и спокойно. И если совсем маленьким воспитатели еще разрешают брать с собой в кровать игрушку, то "подготовишкам" такая роскошь часто уже недоступна: "Ты же уже большой!". А зря. Уснуть порой трудно даже 6-7-леткам.
Не так давно в России впервые провели масштабное и подробное исследование по оценке качества образовательной среды в детских садах - ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale): среди 43 критериев есть и обустройство личного пространства для ребенка, места для уединения. Здесь у нас полный провал: всего 3 балла из семи.
- Да, у нас традиционно в садиках никак не обозначены места для уединения. А детям это иногда необходимо. Пусть хотя бы кроватка станет таким уютным местом: любимая пижама под подушкой, любимый мишка под одеялом, - предлагает Ольга Савинская. - Одна девочка из нашего исследования тайком прятала в кровати кусочек пластилина, он помогал ей заснуть. Согласна, пластилин не лучшее средство. Поэтому нужно официально разрешить что-то "сонное", небольшое, но у каждого свое.
Опрос детсадовцев показал и такую вещь: одинаковые задания, которые им дают на так называемых развивающих занятиях, наводят... скуку. Типичная ситуация, когда воспитатели приготовили шаблон, и все дети делают одну аппликацию, скажем, вырезают и наклеивают грибочки. Энтузиазма - ноль. Кто-то спрашивает: "А можно я бабочку сделаю?". В ответ категоричное: "Нет! Делай, что и все".
- Принято считать, что малыши всегда хотят то, что у соседа. А если будут разные задания, то они обязательно подерутся. Это точка зрения давно устарела, - уверена Ольга Савинская. - Одинаковость придает занятиям скуку. Мы и так помещаем их в "коробочку правил" под названием "детский сад", да еще и задания предлагаем "под одну гребенку". Пора от этого избавляться.
Как ни странно, но подобное исследование "жизни в детсаду" проведено в России впервые. И очень хочется, чтобы его результаты не остались только на бумаге.