Показатель внушительный, но могло быть и хуже. В июльском докладе минфина США прогнозировался дефицит на 70 миллиардов долларов больше. Вырос в минувшем году и государственный долг США. Прибавка составила 1,2 триллиона долларов, а общая сумма обязательств добралась до рекордных 21,5 триллиона "зеленых". Склонность Америки жить в долг и при необходимости запускать печатный станок общеизвестна. Удивительно в этих цифрах скорее то, что стремительный рост дефицита складывается в тот момент, когда и исполнительная, и законодательная ветви власти, отвечающие за формирование бюджета, контролируются республиканцами. В их правилах - ограничение масштабов федерального правительства и его влияния на экономику, жесткая фискальная дисциплина, включая сокращение социальных и прочих расходов, снижение бюджетного дефицита и налоговых ставок, дерегуляцию. Такую линию обещал проводить и президент-республиканец Дональд Трамп.
Трампономика в этом отчасти копирует Рейганомику - экономическую политику 40-го президента США Рональда Рейгана, которого сегодня в консервативных кругах чуть ли не канонизируют, в том числе за экономический бум 1980-х. Но экономические реалии сегодня в США иные, чем несколько десятилетий назад, а результаты Дональда Трампа вызывают у комментаторов смешанное впечатление.
Доходы бюджета за 2018 год выросли на скромные 14 миллиардов долларов, что во многом обусловлено сокращением ставок для физических лиц и корпораций в рамках налоговой реформы. В Белом доме, с одной стороны, призывают не паниковать по поводу сокращения поступлений и убеждают, что так и задумано. Администрация считает, что снижение ставок подогрело экономический рост и привело к повышению доходов населения. Международный валютный фонд (МВФ) прогнозировал в ближайшие годы высокие темпы роста в США (2,7-2,9 процента) и снижение безработицы до уровней середины XX-го века.
Глава административно-бюджетного управления Белого дома Мик Малвейни в понедельник выразил уверенность в том, что экономический бум и рост потребления из-за увеличения зарплат в конечном итоге обернутся новыми доходами в бюджет. С другой стороны, Малвейни признал, что с расходной частью пока картина неутешительная. По его словам, "безответственные и ненужные траты" грозят "страшными последствиями". Трампу удалось добиться роста ассигнований по желаемым статьям, в том числе для Пентагона, но вот сократить расходы там, где он считал нужным, не получилось. Напротив, чтобы реализовать свои приоритеты ему пришлось пойти на уступки оппозиции и нарастить медицинские и социальные пособия, а не урезать их, как глава государства изначально хотел. В результате расходы правительства возросли на внушительные 127 миллиардов долларов.
По оценке Белого дома, виноваты в этом конгрессмены, не желающие идти на непопулярные меры и резко урезать финансирование для ряда федеральных ведомств и программ. Часть таких инициатив президента встретила сопротивление в конгрессе США даже среди склонных к экономии консерваторов.
Малвейни подчеркнул, что администрация будет ставить перед законодателями "трудный выбор", добиваясь сокращения дефицита, В будущем это планируется делать за счет отмены системы льготного медицинского страхования "Обамайкейр", реорганизации правительства, урезания финансирования программ зарубежной помощи. Такой подход оспаривает часть специалистов, считающих, что из-за снижения налогов обуздать рост бюджетного дефицита и госдолга не удастся даже за счет бума в экономике страны. Так, согласно прогнозу бюджетного управления конгресса США, в следующем году федеральный дефицит вырастет до 981 миллиарда долларов (4,6 процента от ВНП), а еще через год преодолеет отметку в 1 триллион долларов. В последний раз такое случалось в 2012 году при администрации Барака Обамы, после чего его администрация под давлением республиканцев разработала программу секвестра - урезания бюджетных расходов.