16.10.2018 11:23
    Поделиться

    Города ЦФО избавят от "лишней" рекламы

    Рынок наружной рекламы в регионах становится более упорядоченным и прозрачным. Власти ведут борьбу с незаконными конструкциями, параллельно избавляясь от щитов и баннеров в исторической зоне. Как это делается - и не потеряют ли муниципалитеты в доходах, выяснили корреспонденты "РГ".

    Большая чистка

    Власти Костромы разработали правила благоустройства, регламентирующие требования к внешнему виду вывесок, щитов и световых коробов в исторической части города: все они должны быть выполнены в едином стиле и не выбиваться из рекомендованной специалистами цветовой гаммы. Особенно строгие требования предъявляются к вывескам, которые устанавливают на здания-памятники: размещение рекламы на таких объектах необходимо согласовывать с инспекцией культурного наследия. Она играет роль "дополнительного фильтра", предупреждая появление в центре города чересчур "кричащей" и аляповатой рекламы.

    Масштабная реформа рекламного рынка в областном центре началась год назад. Тогда в городскую Думу обратились члены Общественной палаты, которые высказали депутатам свои замечания по поводу качества рекламных баннеров. Они выразили возмущение, что на улицах Костромы появилось множество плакатов и вывесок со скрытой рекламой алкогольной продукции. На некоторых зданиях рядом с памятными досками в честь исторических и общественных деятелей разместились зазывные приглашения посетить магазины нижнего белья и женских колготок. Не меньшее раздражение заявителей вызвала и несанкционированная реклама бродячих цирков, контактных зоопарков и гастролирующих музыкантов на строительных ограждениях и балконах многоквартирных домов.

    - Мы наблюдаем в последние годы, как преображается наш город. И тем больнее видеть, что все эти старания меркнут на фоне многочисленных рекламных щитов, которыми буквально завешен весь центр. Мы обращаемся к властям, администрации Костромы и Думе с требованием навести порядок, - заявил председатель региональной Общественной палаты Юрий Цикунов.

    Кроме чересчур броских рекламных объектов, члены Общественной палаты предложили убрать из центра города и вывески на иностранных языках. Однако с этим предложением депутаты не согласились, отметив, что в туристическом городе, который посещают гости из других стран, должна быть понятная для зарубежных путешественников навигация.

    Выслушав предложения жителей, в администрации и Думе города собрали рабочую группу, которая занялась изучением "рекламного вопроса". Как рассказал в беседе с корреспондентом "РГ" заместитель главы администрации Костромы Илья Смирнов, приведение в порядок рекламного рынка продолжалось несколько месяцев. Не последнюю роль сыграли изменения федерального законодательства "Об объектах культурного наследия", а также рекомендации областных властей, появившиеся после празднования 50-летнего юбилея туристического маршрута "Золотое кольцо".

    - В исторической части Костромы рекламных конструкций в принципе быть не может, - сообщил Илья Смирнов. - Сейчас центральная часть города постепенно освобождается от рекламных конструкций. Мы внесли изменения в схему их размещения. Если заканчиваются договоры аренды, мы их не продлеваем.

    В центральной части города осталось всего два места для размещения рекламы: на Сусанинской площади и у ГУМа на проспекте Мира. Заключенные на их аренду договоры истекают в 2019 и 2020 годах. Продлевать их власти также не намерены.

    А как же доходы?

    Ежегодно на сдаче в аренду муниципальных площадей под размещение рекламы бюджет Костромы зарабатывает порядка 15 миллионов рублей. Терять эти деньги в областном центре не хотят. Кроме того, управление муниципальных инспекций регулярно проводит рейды и выявляет незаконно установленные рекламные вывески на фасадах муниципальных зданий, заборах, стволах деревьев и дорожных ограждениях. Если на рекламные конструкции отсутствует договор, собственников находят и заставляют демонтировать их. Если же предписания не выполняются, то рекламу снимают принудительно, а владельцев штрафуют.

    По мнению чиновников, исчезновение рекламы в центре города на суммы поступлений не повлияет

    По мнению чиновников, исчезновение рекламы в центре города на суммы поступлений не повлияет. "Мы рассматриваем предложения по другим районам города, оперативно редактируем схему размещения рекламных конструкций, изучаем опыт других регионов - например, размещения рекламы на остановочных комплексах", - пояснили в мэрии. В прошлом году депутаты гордумы высказали предложение переименовать остановки общественного транспорта и попытаться на этом заработать. Например, несколько лет назад в областном центре закрылись кинотеатры "Россия" и "Дружба", возле которых находились одноименные остановки автобусов и троллейбусов. Депутаты предложили переименовать их и еще несколько таких же остановочных комплексов в соответствии с новыми реалиями. А определять, кто из владельцев бизнеса получит право давать остановке название своей фирмы или магазина, решили на аукционах. Однако это предложение вызвало у жителей много возражений, и в итоге от идеи в Костроме решили отказаться.

    Доски раздора

    Нормы, регламентирующие размещение и внешний вид рекламы в Липецке, предельно унифицированы и снабжены подробным описанием с иллюстрациями. Как отмечают владельцы разных магазинов "под одной крышей", правила они сначала не принимали: ведь каждому хочется выделиться на общем фоне. Однако, когда разношерстные конструкции сменили выдержанными в одном стиле, клиентов меньше не стало.

    Нарушать правила сегодня никто не хочет: слишком дорогое удовольствие. Штрафы для юрлиц доходят до миллиона рублей. Совсем недавно на половину этой суммы оштрафовали агентство "Елец-Реклама": срок эксплуатации одного из билбордов в Данкове истек еще в апреле, но фирма продолжала им пользоваться. К слову, число демонтированных рекламных конструкций в прошлом году выросло в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом.

    Недавно власти приняли новые поправки в нормативную базу, в процессе обсуждения которых возник спор: информационные стенды около подъездов домов предложили приравнять к рекламным конструкциям и обязать их владельцев платить пять тысяч рублей госпошлины за каждую новую "доску объявлений". Однако, как оказалось, упорядочить эту сферу не так просто. Если платить должны будут управляющие компании - эта сумма ляжет на плечи жильцов. Если обязать предпринимателей - они, скорее, сменят сферу деятельности: будут забрасывать листовки в почтовые ящики. Это же чревато тем, что мелкие объявления от жильцов без досок перекочуют на стены и двери подъездов, а это неэстетично. Пока доски объявлений решили оставить вне рекламного поля.

    Кнут и пряник

    В этом году в Туле  выделено более полумиллиона рублей на демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций. Откуда они взялись? Как правило, это своего рода "приветы из недавнего прошлого". Порой предприниматели договаривались с чиновником и размещали рекламу по "устному согласованию". И демонтировать после завершения срока договора не спешили.

    Сегодня на центральных улицах Тулы уже нет перетяжек, от Тульского кремля и исторических зданий убрали фанерные щиты - есть только красочные электронные экраны. Когда "зачищали" центр, предприниматели поговаривали, что власти затеяли это с целью отдать все лакомые места московским компаниям. Глава администрации города Евгений Авилов убеждал, что это не передел собственности, а наведение элементарного порядка. Директор ГК "Медиа", член общественного консультационного совета при Тульском УФАС Сергей Сорокин считает, что правильнее было бы это назвать "ужесточением конкуренции". Надо заметить, что столичные рекламщики в Туле тогда действительно появились. Крупные тульские компании они выдавить с рынка не смогли, а вот небольшие операторы не выдержали конкуренции. Сегодня на этом рынке в Туле работает одна московская компания и пара тульских.

    - Дело даже не в географии, а в ценовой политике, - поясняет Сергей Сорокин. - При договоре на восемь лет затраты окупаются за пять, а то и шесть. И только два года получаешь прибыль. А еще чиновники формируют лот, например, из 40 конструкций - аренда мест обойдется в сумму более 20 миллионов. Стоимость экрана - 8-12 миллионов. Раньше так дорого места не стоили. Конечно, это могут потянуть только крупные компании. Существующая финансовая схема делает этот бизнес не очень прибыльным. В последнее время наблюдается отток столичных игроков из крупных провинциальных городов - работа здесь убыточна.

    Сегодня предприниматели приняли "правила игры" на рынке наружной рекламы, обозначенные тульскими властями. Операторы рынка признают, что порядка стало больше. Недовольство вызывает сам принцип продажи мест под установку рекламных конструкций. Это не электронный аукцион, где все достаточно прозрачно, а конкурс, условия которого выставляются мэрией: выполнение каждого из условий оценивается в баллах. Но порой результаты вызывают вопросы. Так, недавно конкурс выиграла компания, предложившая заняться праздничным украшением города, хотя в условиях речь шла о его благоустройстве. В УФАС аннулировали результаты конкурса, посчитав его нарушением закона о конкуренции.

    Поделиться