Как в Поморье удалось декриминализировать лесной бизнес

Лесная отрасль считается главной кормилицей Архангельской области. На территории бывшей всесоюзной, а теперь всероссийской "лесопилки", как называют Поморье, в этой сфере работают более 700 организаций. Однако по итогам 2016 года налоговые поступления от них в консолидированный бюджет составили всего лишь два процента от суммы, которую внесли налогоплательщики региона. Даже торговля дала казне больше. По всем законам экономики это был нонсенс.

Половина "лесных" фирм области создала так называемый налоговый разрыв в размере 2,7 миллиарда рублей - это разница между суммой, которая должна была поступить в казну по среднеотраслевым расчетам, и фактически выплаченными налогами. Особенная странность - с налогом на добавленную стоимость: возврат НДС значительно превышал его поступления в бюджет.

Аналогичные ситуации наблюдались и в других лесных регионах. Налоговый анализ отрасли выявил многочисленные незаконные схемы минимизации платежей и возмещения НДС. В этом "темном лесу" и прятались недополученные казной миллиарды. Осенью 2017-го Архангельскую область выбрали пилотной площадкой для реализации проекта ФНС России по "обелению" лесного бизнеса. Спустя год налоговики региона констатировали: ситуацию удалось переломить - "лесники" выходят из "тени", поступления в бюджет растут. На отраслевом совещании в Карелии опыт Поморья было решено распространить на другие субъекты РФ. В большинстве случаев недобросовестные бизнесмены выстраивали многоступенчатые схемы с помощью фирм-посредников. Именно так действовали фигуранты трех уголовных дел, которые следственные органы СКР возбудили в этом году по материалам налоговых проверок в рамках "обеления" ЛПК.

- Как правило, налоговые преступления в этой сфере совершаются по одной и той же схеме, - сообщил старший инспектор отдела процессуального контроля СУ СКР по Архангельской области и НАО Андрей Попов. - Организация фактически закупает лес у индивидуальных предпринимателей или фирм, которые в силу применяемой системы налогообложения не являются плательщиками НДС. Затем покупатель "прогоняет" лес через подконтрольные фирмы-однодневки, чтобы все выглядело так, будто его приобрели с уплатой налога на добавленную стоимость. В итоге фактически не выплаченный НДС заявляется в декларации на получение налогового вычета. Для реализации таких схем работают целые синдикаты со специалистами по созданию фирм-однодневок, транзиту денежных средств и прочим уловкам.

Фигурантами самого масштабного дела стали учредитель и гендиректор фирмы, которая заготавливала лес на юге Поморья. Им вменяется в вину уклонение от уплаты налогов на сумму более 46 миллионов рублей путем включения в бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации заведомо ложных сведений о размере дохода.

Чтобы вывести лесной бизнес из "тени", нужно сократить цепочку "заготовитель-конечный потребитель"

- Чтобы вывести лесной бизнес из "тени", необходимо сократить цепочку между заготовителем и конечным потребителем, убрать из нее посредников, которые зачастую являются фиктивными. Помимо прочего, незаконные схемы минимизации налоговых платежей нарушают права добросовестных участников рынка, - отмечает Ирина Петрова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Архангельской области.

Борьба с "серыми" схемами, которую возглавила налоговая служба, ведется, можно сказать, всем миром. В апреле руководители правоохранительных и контролирующих органов региона выступили с совместным обращением, в котором призвали всех участников лесного рынка не обострять социально-экономическую ситуацию и соблюдать закон.

В июне восемь крупнейших лесопромышленных предприятий области подписали хартию в сфере оборота древесины. Тем самым они взяли на себя обязательство обеспечить прозрачность бизнеса и не участвовать в схемах ухода от налогов. Глава региона Игорь Орлов назвал это общественное соглашение сигналом для всех участников лесных отношений. Хартия - открытый документ, при соблюдении ряда условий к ней может присоединиться любой предприниматель, работающий "в лесу". Конечно, дело это добровольное, но для имиджа - очень полезное. Недавно аналогичную хартию в сфере оборота древесины подписали восемь лесопромышленных компаний Вологодской области.

Действенным инструментом остаются привычные контрольные мероприятия. Только по итогам налоговых проверок пяти организаций доначисления составили 48 миллионов рублей.

- Изменить ситуацию нам удалось совместными усилиями, - отмечает руководитель УФНС России по Архангельской области и НАО Сергей Родионов. - Активное участие в создании чистой среды в ЛПК принимают правоохранительные органы и областные власти. Но самое важное, что проект нашел поддержку у добросовестных предпринимателей, заинтересованных в честных правилах игры на рынке. Структура лесного бизнеса становится прозрачнее, налогоплательщики переходят на прямые поставки леса, отказываясь от многочисленных фирм-посредников. Субъекты, которые не хотят работать по-честному, покидают рынок. Как результат - растут налоговые поступления.

За шесть месяцев 2018-го поступления в бюджет от лесной отрасли региона увеличились на один миллиард 88 миллионов рублей - это на треть больше аналогичного прошлогоднего показателя. Рост отмечается по всем видам налогов, а особенно - по налогу на прибыль. Доля вычетов по НДС снизилась с 87 до 76 процентов. По оценкам экспертов, это свидетельствует о том, что лесопромышленная отрасль медленно выздоравливает. Однако почивать на лаврах и завершать проект пока рано, отмечают в УФНС региона. Сейчас надо привлекать новых участников к подписанию хартии в сфере оборота древесины и оперативно пресекать действия тех, кто все еще не хочет играть по-честному.

Тем временем

В качестве еще одного инструмента, который поможет декриминализировать лесную отрасль, налоговые органы рассматривают биржу.

- В последнее время все чаще звучит предложение об организации торговли лесом и лесоматериалами на бирже. Мы поддерживаем эту инициативу, так как считаем, что она позволит уменьшить долю незаконной заготовки древесины и повысить прозрачность лесного рынка. Биржа сводит к минимуму манипулирование ценами и предоставляет доступ к прямым поставкам товара, минуя посредников, - поясняет руководитель УФНС по Архангельской области и НАО Сергей Родионов.